1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     



Официальный интернет-портал правовой информации

       


О медиации

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017», в рамках реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации, утверждённой Постановлением областной межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ростовской области от 28.01.2016 г. № 23-П/3, с 2014 года созданы и функционируют службы школьной медиации на базе всех муниципальных общеобразовательных организаций Константиновского района.

Школьная медиация — это инновационная методика урегулирования конфликтов в образовательно-воспитательной сфере, учитывающая особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий и ориентированная на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Целями школьной медиации являются:

  • гармонизация социальных отношений;
  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;
  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание уникальности каждой отдельной личности;
  • профилактика межличностных, служебных, семейных, межэтнических конфликтов, а также безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Медиативный метод позволяет осуществлять коррекцию нарушенной или деформированной коммуникации, создавать условия для понимания сторонами самих себя и друг друга, повышать качество общения всех участников образовательного процесса.

Кураторами службы медиации (примирения) выступают социальные педагоги, педагоги-психологи, педагогические работники образовательной организации, на которых возлагаются обязанности по руководству службой примирения приказом директора школы.

Школьная служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.

При получении информации (устно или письменно) о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, администрации образовательной организации, членов службы примирения, родителей (законных представителей), сотрудников правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав школьная служба медиации принимает решение о возможности или невозможности реализации программы примирения в отношении сторон конфликта.

Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие в примирительной программе.

С целью распространения опыта в виде обучающих семинаров для медиаторов района определена пилотная общеобразовательная организация — МБОУ СОШ № 1. В 2014 году педагог — психолог МБОУ СОШ № 1 прошёл обучение по программе повышения квалификации на базе Ростовского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» по теме: «Школьная медиация. Курс подготовки школьных медиаторов». Директор МБОУ «Стычновская СОШ» на базе ЮРИУ РАНХиГС участвовала в создании проекта на тему «Организация службы медиации как средство разрешения и профилактики конфликтных ситуаций в школе».

08.04.2016 г. 4 педагогических работника из МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 2, МБОУ «Гапкинская СОШ», МБОУ «Ведерниковская ООШ» приняли участие в региональной конференции «Восстановительная медиация: технологии межведомственного взаимодействия» и прослушали курс обучающего семинара на тему: «Школьная медиация: опыт и перспективы развития».

105 педагогических работников из всех муниципальных общеобразовательных организаций Константиновского района (руководители, заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги, педагоги — психологи, классные руководители) участвуют в международном дистанционном информационно — образовательном проекте «Медиация в образовании» (г. Москва). Период реализации проекта — с 01 августа 2016 года по 30 июня 2017 года. В рамках проекта педагогические работники проходят дистанционное обучение по программам дополнительного профессионального образования по темам: «Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних», «Урегулирование споров и конфликтных ситуаций с участием детей и родителей с применением элементов технологии школьной медиации»; принимают участие в семинарах — практикумах.

В состав службы примирения также входят обучающиеся в возрасте от 13 лет в качестве ведущих примирительных встреч. Для них была разработана программа тренинговых занятий «Я — медиатор». Целью данной программы является — практико-ориентированная подготовка обучающихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. В ходе тренингов обучающиеся освоили модели восстановительной медиации. Так, в 2016 год были проведены:

  • тренинги «Определение конфликта. Анализ типичных способов реагирования на конфликты. Роль и позиция медиатора»; «Задачи, этапы и фазы восстановительной медиации. Порядок работы ведущего (медиатора) в программе восстановительной медиации. Отработка коммуникативных навыков»; «Правила проведения Круга и обязанности ведущего. Определение первых шагов по организации службы примирения в школе»;
  • практические обучающие занятия с детьми 1–4 классов «Разрешение споров», с подростками 7–8 классов «Рациональное решение конфликтов», 9–11 классов «Будь справедлив в словах и поступках!», коллективные игры-тренинги, направленные на сплочение и сотрудничество обучающихся 5–6 классов «Наше общее житие»;
  • обучающие семинары с педагогическими работниками школы по вопросам развития службы медиации в школе «Наши дети нуждаются в защите», «Учимся сотрудничать»; занятие-тренинг с классными руководителями на тему «Методы профилактики. Учимся мыслить креативно».

Медиаторами школ были созданы стенды «Школьная служба медиации», на которых размещена вся необходимая информация о работе службы медиации. Также медиаторами был изготовлен и начал свою работу почтовый ящик, куда обучающиеся могут помещать записки с информацией о происходящих в школе конфликтах с целью их разрешения мирным путем.

В сентябре 2016 года с целью популяризации альтернативных способов разрешения конфликтов, распространения опыта работы школьных служб медиации все муниципальные общеобразовательные организации подготовили и разместили на официальных сайтах видеоролик «Диалог».

В 2015 — 2016 учебном году в общеобразовательных организациях рассмотрено 25 случаев межличностного характера, в работе с которыми были применены процедуры медиации.

Школьная медиация доказала, что разрешение конфликтов между учениками с помощью их сверстников-медиаторов приводит к благополучному разрешению 7 из 10 конфликтов. В самостоятельном разрешении конфликтов дети более откровенны и больше доверяют медиатору, чем в тех случаях, когда конфликты разрешаются с участием учителя.

Медиация в школе имеет более важную роль, чем просто программа разрешения конфликтов. Дети, прошедшие через опыт медиации (особенно медиаторы), развивают очень хорошие навыки не только в преодолении конфликтов, но и в их предупреждении. Ученики, разрешившие свои конфликты с помощью своих сверстников-медиаторов, после нескольких удачных опытов меняют свои отношения, становятся более мирными и конструктивными в обсуждении разногласий. В школах наблюдается более здоровый климат и более дружные отношения между всеми участниками учебного процесса. Дети, принимавшие участие в медиации как стороны конфликта, становятся более ответственными и самостоятельными, вырабатывая навыки, полезные им как в школьной среде, так и вне школы: контролируют эмоции; думают над формулировкой изложения своей позиции и высказывают ее не обвиняя, а указывая на свои чувства; выслушивают другую сторону конфликта и понимают ее позицию, не позволяют субъективного к ним отношения.