Ведущие направления работы МК: аналитическая деятельность, информационная деятельность, организационно-методическая деятельность, консультационная деятельность, информатизация системы образования, научное обеспечение развития системы образования.
Ведущими направлениями аналитической деятельности были:
- мониторинг профессиональных и информационных потребностей работников системы образования;
- создание базы данных о педагогических работниках ОУ района;
- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;
- выявления затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.
В соответствии с планом работы на 2008–2009 уч. год с целью выявления потребностей руководителей ОУ, педагогических работников и эффективного планирования методической работы с ОУ были проведены следующие диагностики:
- диагностика методических потребностей;
- диагностика затруднений;
- диагностика способностей;
- диагностика эффективности форм методической работы;
- диагностика форм повышения квалификации.
В ходе диагностики установлено, что темы, над которыми работают ОУ, можно распределить по следующим направлениям:
МОУ Николаевская СОШ
| Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании
|
МОУ КСОШ №2
| Гармоничное развитие личности и ее творческих способностей на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования
|
МОУ КСОШ №1
| Развитие социально-активной, творческой личности школьника с высоким уровнем гуманитарной и информационной культуры
|
МОУ Богоявленская СОШ
| Научно-методические основы, достижения высокого качества образования в условиях его модернизации
|
МОУ Верхнепотаповская СОШ
| Гуманизация образовательного процесса
|
МОУ Нижнежуравская ООШ
| Реализация дифференцированного подхода в учебном процессе
|
МОУ Ведерниковская СОШ
| Регионализация образовательного пространства
|
Филиал МОУ НСОШ Мариинская ОШ
| Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
|
Филиал МОУ НСОШ Белянская ОШ
| Здоровьесберегающие технологии в условиях массовой школы
|
МОУ Гапкинская СОШ
| Дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания учащихся в условиях СОШ
|
МОУ Ермиловская ООШ
| Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса
|
МОУ Михайловская ООШ
| Использование современных технологий в учебном процессе
|
Филиал МОУ КСОШ №2 Крюковская ОШ
| Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса на основе психолого-педагогической деятельности
|
МОУ Стычновская СОШ
| Развитие ведущих учебных умений, формирование положительных поведенческих навыков
|
Педагогических работников интересуют проблемы, связанные с внедрением инновационных технологий в процесс обучения, активных форм обучения и воспитания, совершенствованием форм и методов современного урока.
Каждая диагностика помогла решить задачи в системе повышения квалификации педагогов района, позволила адресно, в соответствии с потребностью педагогов спланировать: курсы, методические семинары, взаимопосещение уроков, работу по изучению, обобщению и распространению опыта; работу РМО, консультации. В районном методическом кабинете создана база данных о педагогических работниках образовательных учреждений района, в которую ежегодно вносятся коррективы. В этом учебном году изучалось и анализировалось состояние и результаты методической работы в образовательных учреждениях. В ходе анализа выявлено, что наиболее распространенными методическими структурами в ОУ района являются предметные и цикловые школьные методические объединения (КСОШ № 1, КСОШ № 2, Верхнепотаповская СОШ, Ведерниковская СОШ, Гапкинская СОШ, Николаевская СОШ, Богоявленская СОШ, Михайловская ООШ, Стычновская СОШ), а в четырех общеобразовательных школах (Нижнежуравская, Мариинская, Белянская, Крюковская) учителя-предметники объединились в методические клубы. В восьми общеобразовательных школах успешно работают проблемные творческие группы (КСОШ № 1, КСОШ № 2, Гапкинская СОШ, Верхнепотаповская СОШ, Богоявленская СОШ, Николаевская СОШ (с филиалами), Михайловская ООШ, Нижнежуравская ООШ). Опыт работы КСОШ № 1, КСОШ № 2 обобщен на уровне района, опубликован в журнале «Педагогический калейдоскоп». Наиболее эффективно методическая работа организована в КСОШ № 2, Верхнепотаповской СОШ, Ведерниковской СОШ, Гапкинской СОШ, Николаевской СОШ, Нижнежуравской ООШ, Богоявленской СОШ, КСОШ № 1. Основное внимание в методической работе руководителями данных ОУ было уделено оказанию действенной помощи каждому учителю, формированию нового содержанию образования, разработке и апробации новых программ, изучению и обобщению педагогического опыта.
Ведущими направлениями информационной деятельности были:
- формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и другой);
- ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы;
- ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии дошкольного, общего образования детей, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, нормативных, локальных актах.
Районный методический кабинет, обеспечивая реализацию базового уровня образования, ведет систематическую работу по созданию банка данных. Ведутся картотеки по учебной, учебно-методической литературе, предметные картотеки, картотеки по периодической печати. В течение года пополнялся материал в папках: «В помощь учителю-предметнику», «Завучу по воспитательной работе», «Руководителю образовательного учреждения», «Завучу по учебной работе» и др. Собраны материалы по организации и проведению единого государственного экзамена; предпрофильной подготовке и профильного обучения, новой форме сдачи письменного экзамена по алгебре и русскому языку в 9 классе и другие.
Ведущими направлениями организационно-методической деятельности были:
- изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников ОУ;
- организация работы районных методических объединений педагогических работников ОУ;
- методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению единого государственного экзамена;
- обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы образовательных учреждений;
- организация предметных олимпиад;
- организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;
Работа по данным направлениям проводилась:
- через совместную работу с Ростовским ИПК и ПРО;
- в процессе проведения семинаров, заседаний РМО; индивидуальных консультаций. В целях обеспечения качественной курсовой подготовки педработников школ совместно с Ростовским ИПК и ПРО заключен договор об организации курсовой подготовки учителей района.
- Согласно договору в этом учебном году прошли курсовую подготовку 127 педработников:
- на базе ИПК и ПРО, Волгодонского филиала – 17 педработников,
- на территории района курсовую подготовку прошли 110 педработников:
- учителя-предметники – 26 человек по проблеме «Информационные коммуникационные технологии в образовательном процессе инновационной школы»;
- воспитатели ДОУ – 30 человек по проблеме «Современные технологии создания образовательной среды развития ребенка»;
- учителя-предметники МОУ КСОШ № 1 – 15 человек по проблеме «Пользователь ПК. Технология создания электронных УМК», «Intel Обучение для будущего»;
- учителя-предметники МОУ НСОШ – 14 человек по проблеме «Интерактивные технологии в образовании»;
- руководящие работники – 25 человек по проблеме «развитие системы управления качеством образования в условиях ЕГЭ и муниципального экзамена».
С учетом заявок определена соответствующая тематика ПДС для заместителей директоров.
В течение года для завучей проведено 2 семинара по следующим проблемам:
- Развитие творческого потенциала учителя в условиях реализации ПНПО и конкурса «Учитель года»;
- Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов. Экзамен 9 класс по новой форме;
- Проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода и технологии гуманистической парадигмы образования;
- Изменения в аттестации руководящих и педагогических кадров в 2008–2009 уч. году.
В целях повышения качества дошкольного образования в районе для руководителей ДОУ проведены семинары:
- Медицинское лицензирование детского сада;
- Организация предметно-развивающей среды в детском саду;
- Создание условий для повышения профессиональных компетенций педагогов.
Особое внимание методическим кабинетом уделяется работе с молодыми специалистами.
В этом году изучено состояние работы с молодыми специалистами в образовательных учреждениях района.
Целенаправленно проводится работа в МОУ КСОШ № 2 зам. директором Вакало Н. А. Гапкинской, Богоявленской, Николаевской школам рекомендовано вести методический паспорт молодого учителя.
Для молодых педагогов ДОУ проводились занятия в районной «Школе молодых специалистов» (руководитель Пузина О. Н. ) по следующим темам:
- Развивающие методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- Организация предметно-развивающего пространства;
- Роль игры в процессе формирования ЭМП у дошкольников.
Занятия в «Школе молодого специалиста» помогают молодому педагогу в формировании индивидуального педагогического стиля работы, развитии самостоятельности, умении строить учебно-воспитательный процесс на основе науки и передового опыта.
Главными звеньями в структуре методической службы являются методические объединения, в районе их насчитывается 21, из них 4 МО – в системе дошкольного образования и 17 – в системе общего образования. Работа РМО велась согласно составленному плану.
Руководители МО провели в течение года от 2 до 4 заседаний. Ими проведена тщательная работа по отбору содержания семинаров, использовались наиболее эффективные формы методической работы: практикумы, посещение и анализ уроков, круглые столы, уроки-панорамы, творческие отчеты учителей, «мозговой штурм», КСО, что способствовало вовлечению всех учителей в работу.
Систематически руководители МО проводили изучение и обсуждение нормативных документов, новинок педагогической литературы, устраивали книжно-журнальные выставки. Это способствовало реализации данных документов в практической работе учителей района.
Особое внимание в работе МО уделялось совершенствованию форм и методов организации урока.
С целью пропаганды новых педагогических технологий, активных форм обучения учащихся были показаны открытые уроки, получившие высокую оценку педагогов района:
- В 5 классе МОУ Богоявленской СОШ, урок информатики, тема «Метод проектов», учитель Пащенко И. В.
- В 7 классе МОУ Верхнепотаповской СОШ, урок русского языка, тема «Междометие как часть речи», учитель Морозова Н. А.
- В МОУ КСОШ № 2, урок литературы, тема «П. П. Бажов. Сказ „Каменный цветок“. Приемы создания художественного образа», учитель Калмыкова А. И.
- В МОУ Ведерниковской СОШ, урок музыки, тема «Взаимопроникновение „легкой“ и „серьезной“ музыки. Слияние двух стилей – рождение нового шедевра», учитель Жиров А. И.
- Во 2 классе МОУ КСОШ № 2, окружающий мир, тема «Про кошек и собак», учитель Маркова С. В.
- В 3 классе МОУ НСОШ, урок русского языка, тема «Состав слова», учитель Морозова А. А.
- В 4 классе МОУ КСОШ № 2, урок русского языка, тема «Настоящее, прошедшее, будущее время глагола», учитель Вдовиченко Г. А.
- В 4 классе МОУ КСОШ № 2, урок русского языка, тема «Глаголы первого и второго спряжения», учитель Кременская Е. И.
Особое внимание методическим кабинетом было уделено подготовке к Единому государственному экзамену. На заседании методического совета был разработан и утвержден план методической работы по подготовке и проведению ЕГЭ, муниципального экзамена в 9 классе, согласно которому в течение учебного года регулярно проводились совещания, семинары, практические занятия, деловые игры для заместителей директоров по учебной работе, руководителей районных методических объединений, разных категорий учителей. В подготовке учителей-предметников использовались такие формы работы как проведение заседаний районных методических объединений с целью изучения спецификаций экзаменационных работ по предметам и кодификаторов элементов содержания, КИМов прошлых лет; теоретических и практических семинаров по использованию различных методик, технологий успешного обучения школьников и организации учебно-воспитательного процесса; мастер-классы учителей-предметников высшей категории по подготовке к выполнению заданий области «С»; консультации для молодых специалистов. В 2008–2009 уч. году работала творческая группа «Предшкольная пора» под руководством учителя начальных классов высшей категории победителя конкурса лучших учителей в рамках нацпроекта «Образование» в 2009г. Кондратьевой Е. А., в состав которой вошли методист отдела образования Михеева Н. Н., педагог-психолог отдела образования Стрижкова Т. А., завуч МОУ СОШ № 2 Шабанова Н. А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 1 Конаныхина О. А. (высшая категория, почетный работник образования). Результатом работы творческой группы стало создание методического пособия для учителей начальной школы «Скоро в школу», которое используется учителями района.
Опыт работы учителей начальных классов МОУ Николаевской СОШ по проблеме «Развивающее чтение как педагогическая технология» обобщен в районном методическом журнале «Педагогический калейдоскоп» (№ 5 2008г. ). В целях поддержки инновационного движения учителей, распространения педагогического опыта учителей района, поддержки талантливых, творчески работающих педагогов проведен районный конкурс педагогов «Учитель года Дона – 2009». Участниками районного конкурса стали учителя 5 общеобразовательных учреждений: Усенкова И. В. (КСОШ № 1), Ефремова Г. Н. (КСОШ № 2), Крючкова Е. И. (филиал МОУ НСОШ Белянская ОШ), Епихова Н. И. (МОУ НСОШ), Черноморова А. В. (КВСОШ) и воспитатели 7 дошкольных образовательных учреждений: Серебрякова Т. А («Золотой ключик»), Карабутова И. Е. («Солнышко»), Пушкина С. Н. («Виноградинка»), Деревянко О. А. («Аленушка»), Хохлачева Л. Н. («Березка»), Воскобойникова Н. В. («Улыбка»), Породько Н. Г. («Ладушки»). В программу конкурса вошли: представление инновационного проекта, учебное занятие, защита системы работы, мастер-класс, публичная лекция. Все педагоги показали высокое мастерство. Победителями конкурса стали Ефремова Г. Н. (КСОШ № 2) и Серебрякова Т. А. («Золотой ключик»). В соответствии с приказом отдела образования от 01. 12. 2008г. № 304 проведен районный конкурс «Урок года», в котором приняли участие 15 педагогов в номинации «Дошкольное образование», 27 в номинации «Общее образование», 6 педагогов в номинации «Дополнительное образование». Победителями стали – 21 человек.
Участники конкурса показали хороший уровень разработки уроков и внеклассных занятий. Каждая из разработок была актуальна, оригинальна и содержательна.
По итогам районного конкурса был выпущен журнал «Педагогический калейдоскоп», в который вошли сценарии уроков и внеклассных занятий учителей- победителей конкурса.
Двое учителей МОУ Гапкинской СОШ Костромина Е. М. (литература) и Костромина Е. Е. (русский язык) приняли участие в областном конкурсе «Лучшее электронное приложение к уроку», который проводился в рамках ежегодного образовательного фестиваля «Образование. Карьера. Бизнес – 2009».
Модернизация образования предусматривает обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования для каждого члена общества. Без хорошей школьной библиотеки полноценное образование просто невозможно. Государство остается гарантом формирования информационных ресурсов библиотеки. В 2008–2009 учебном году прошли важные мероприятия, на которых затрагивались проблемы развития библиотек общеобразовательных учреждений как неотъемлемой структуры, влияющий на учебно-воспитательный процесс школы и приобщающий современных школьников к чтению и информационной культуре, без которой невозможно полноценное получение знаний.
Стратегия в отношении школьных библиотек района включала:
- усиление роли школьных библиотек в информационном пространстве школы
- сохранение и пополнение библиотечных фондов образовательных учреждений района
- дальнейшее развитие программ поощрения детского чтения, как основы содействия воспитанию подрастающего поколения
- повышение квалификации школьных библиотекарей В сентябре 2008 года в каждом образовательном учреждении утвержден Перечень учебной литературы, который ежегодно дополняется в количественном плане и корректируется согласно Федерального перечня учебной литературы.
Компьютерное оборудование библиотек используется для оформления всей необходимой школьной документации. Комплекты медиатек, которые были получены в школьные библиотеки, активно использовались в 2008–2009 году в ОУ учителями-предметниками в учебном процессе, при проведении библиотечных уроков, для самостоятельной работы учащихся и учителей при подготовке к учебному процессу.
Каждая школьная библиотека работала в течение года, реализуя проблему ОУ и библиотеки. Проведены мероприятия по сохранности учебного и художественного фондов. В течение 8 лет в ОУ района идет планомерная работа по выполнению Постановления администрации области № 32 от 23. 01. 2004г. «Об обеспечении литературой детей из малообеспеченных семей из средств областного бюджета». Вся поступившая литература была получена согласно заказу и выдана учащимся по спискам ОУ, сверенным с ОСЗН. В течение года проходили проверки выполнения Постановления администрации области № 32 от 23. 01. 2004г. «Об обеспечении литературой детей из малообеспеченных семей из средств областного бюджета».
По результатам закупок в 2008–2009 году было приобретено учебной литературы на 5213. 0 тыс. рублей, в том числе в 4 квартале 2008г. на сумму 4098. 1 тыс. рублей в количестве 32738 экземпляров.
В ОУ района ведется большая работа по сохранности фонда:
- встречные проверки фонда
- рейды по сохранности
- «книжкины больницы» не только школьными кружками, но и в каждом классе на классных часах и уроках технологии
- о результатах проверок книг и их ремонта информировали на школьных линейках, родительских собраниях, педсоветах
С января по март 2009 года произведена сверка библиотечных фондов с бухгалтериями ОУ и отделом образования. При сверке выявлено, что полученная учебная и художественная литература поставлена на баланс ОУ и на суммарный и инвентарный учет в школьных библиотеках; сверены суммы, произведены списания ветхой литературы, упорядочена документация школьных библиотек. В рамках сверки проведены совещания школьных библиотекарей, практические семинары по оформлению документов, выезды в ОУ, индивидуальные консультации. В марте 2009 года проведена Неделя детской книги, ставшая традиционной в ОУ Константиновского района. По итогам недели состоялось методическое объединение школьных библиотекарей, где были заслушаны творческие отчеты и обмен опытом.
Совместно с центральной библиотекой был проведён краеведческий семинар «Духовное краеведение», где были награждены благодарственными письмами за активное участие в первых Константиновских краеведческих чтениях и пропаганду краеведческих знаний библиотекари ОУ: Стефанова Елена Константиновна (МОУ КСШ № 1) и Патрушева Наталья Ивановна (МОУ Ведерниковская СОШ)
По всем вопросам, регламентирующим работу школьных библиотек, были произведены выезды в ОУ: МОУ Николаевская СОШ, МОУ КВСОШ, МОУ КСОШ № 2, МОУ Гапкинская СОШ. По итогам выезда были даны рекомендации по дальнейшей работе. В 2009–2010 году приоритетными направлениями работы школьных библиотекарей станут:
– практические семинары по работе с программой «Марк – SQL»
– встречные проверки выполнения Постановления № 32 от 23. 01. 2006 «Об обеспечении учебной литературой детей из малообеспеченных семей из средств областного бюджета»
– планируются конференции, выставки, родительские собрания, посвященные знаменательным датам года
– мероприятия согласно планированию школьных библиотек, ОУ, отдела образования.
Одним из направлений работы РМК является расширение олимпиадного движения учащихся. В соответствии с приказом отдела образования от 20. 10. 2008г. № 252«О порядке подготовки, организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2008–2009 учебном году» и от 11. 11. 2008г № 276 «О порядке проведения муниципального этапа предметных олимпиад Всероссийской олимпиады школьников», 15 ноября на базе МОУ Ведерниковской СОШ проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по 8 предметам (тексты ОЦ ДОД):
география – 25 участников, русский язык – 17 участников, биология – 12 участников, экология – 3 участника, обществознание – 21 участник, физика – 9 участников, английский язык – 7 участников, немецкий язык – 3 участника;
и 22 ноября на базе МОУ Ведерниковской СОШ по 6 предметам (тексты ОЦ ДОД): математика – 21 участников, химия – 7 участников, история – 11 участников, экономика – 7 участников, литература – 7 участников, МХК – 1 участник и на базе МОУ КСОШ № 2 по 2 предметам (тексты ОЦ ДОД):
технология – 8 участников, информатика – 8 участников.
Всего в олимпиадах 2008 года приняли участие 169 человек из 10 общеобразовательных учреждений.
Из общего количества участников – 116 учащихся города и 53 учащихся сельских школ. 23 учащихся заняли призовые места.
Активными участниками муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников среди учащихся общеобразовательных учреждений Константиновского района стали КСОШ № 1 (11 предметов), КСОШ № 2 (12 предметов), Гапкинская СОШ (8 предметов), Верхнепотаповская СОШ (4 предмета), Николаевская СОШ (4 предмета), Михайловская СОШ (4 предмета).
По составу команд и количеству участников муниципального этапа первенство принадлежит: КСОШ № 1 – 37 участников, КСОШ № 2 – 79 участников, Гапкинская СОШ – 24 участника. По числу призеров муниципального этапа лидирующие позиции занимают команды КСОШ № 1, КСОШ № 2, Гапкинская СОШ.
Значительный интерес учащиеся района проявили к олимпиадам по географии (25), математике (23), обществознанию (21), русскому языку (17).
Но наряду с высокими показателями, достигнутыми в муниципальном этапе, имеются образовательные учреждения, учащиеся которых не принимали участие во 2 этапе: Богоявленская СОШ, Стычновская СОШ, Крюковская ООШ. В третьем (региональном) этапе всероссийской олимпиады школьников стали: Филинкова Яна (биология), МОУ КСОШ № 2, учитель Сукочева И. Ю; Любимов Иван (технология), МОУ Верхнепотаповская СОШ, учитель Шипунова Н. П. В соответствии с приказом отдела образования от 28. 04. 2009г. № 101 проведены школьный и районный туры олимпиады школьников по информационным технологиям, в которых приняли участие обучающиеся МОУ КСОШ № 2 и МОУ Гапкинской СОШ. В марте 2009 года проведен районный конкурс «Ученик года». Участниками районного конкурса стали 6 учащихся: Бирюкова О., Виниченко А. (МОУ КСОШ № 1), Гудиева Е. (МОУ КСОШ № 2), Щипцова Е. (МОУ Ведерниковская СОШ), Юкина О. (МОУ Гапкинская СОШ), Лаптенко С. (МОУ Богоявленская СОШ).
Участники представили визитную карточку, показали свое мастерство в ораторском искусстве, участвовали в блиц-турнире, защитили проект «Моя профессиональная карьера». На высоком уровне выступили участники из МОУ КСОШ № 1, МОУ КСОШ № 2, МОУ Ведерниковской СОШ.
Победители конкурса «Ученик года»
- Щипцова Екатерина, учащаяся МОУ Ведерниковской СОШ – 1 место;
- Гудиева Екатерина, учащаяся МОУ КСОШ № 2 – 2 место;
- Бирюкова Ольга, учащаяся МОУ КСОШ № 1 – 3 место.
На основании приказа отдела образования от 01. 10. 2008г. № 238 был проведен районный конкурс на лучшую разработку с использование информационных технологий. В конкурсе приняли участие 28 учащихся из 9 общеобразовательных учреждений района. Конкурс прошел по четырем номинациям: лучшая презентация; лучшая программная разработка; лучший сайт; лучшая художественно-графическая разработка.
Победителями конкурса стали:
- В номинации «Лучшая презентация» – Семенов А., Губин А. (МОУ Верхнепотаповская СОШ, учитель Гулова С. И. ), Пащенко Т., Табатадзе Н. (МОУ Богоявленская СОШ, учитель Пащенко И. В. );
- В номинациях «Лучший сайт» и «Лучшая художественно-графическая разработка» Донецков А. (МОУ Гапкинская СОШ, учитель Титов С. А. ).
Победители приняли участие в областном конкурсе.
Районный методический кабинет оказывал консультативную помощь в подготовке педкадров к аттестации. В этом учебном году 40 педагогам присвоена высшая квалификационная категория, 85 – I квалификационная категория.
В сфере научного обеспечения развития системы образования основными направлениями работы были:
- мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений;
- информирование ОУ об инновационных процессах в образовательной системе района;
- осуществление научно-методической поддержки педагогических работников ОУ, ведущих экспериментальную работу;
- организация консультативной работы для педагогов – экспериментаторов.
Изучение документации и опыта работы образовательных учреждений района способствовало выявлению уровня и направлений инновационной и экспериментальной работы ОУ района.
Дощкольное образование.
Развитие вариативности дошкольного образования потребовали обновления его содержания. На смену единой базовой программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста пришли программы нового поколения, которые направлены на формирование у ребенка универсальных способностей, развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям общества.
МДОУ реализовывали различные программы и технологии, в том числе инновационные: «Детство» (д/с «Золотой ключик»), «Сообщество» (д/с «Аленушка»), «Радуга» (д/с «Солнышко», «Улыбка»), «Гармония» (д/с «Солнышко», «Аленушка», «Золотой ключик», «Улыбка», «Виноградинка»). А также программы: «Юный эколог» С. Н. Николаева, «Театр – творчество – дети» Сорокина М., «Театр физического воспитания и оздоровления детей» Ефименко Н. Н. В работе МДОУ «Золотой ключик», «Аленушка», «Солнышко», «Ладушки», «Улыбка», «Виноградинка», «Березка», «Сказка» использовалась педагогическая диагностика, диагностика развития ребенка. В 2008–2009 учебном году во всех школах района учителя начальной классов реализовывали требования нового государственного стандарта начального образования через современные УМК: «Начальная школа 21 век», «Школа 2100», «Школа России», «Перспективная начальная школа». В связи с этим одной из главных задач стояла задача повышения уровня квалификации педагогов первой ступени обучения. Она решалась через систему семинаров:
- Модернизация системы начального образования в контексте федерального государственного стандарта второго поколения на содержании УМК «Школа 21 век», «УМК 2100» (РО ИПК и ПРО);
- «Исследовательский подход при изучении окружающего мира». Учителям района был представлен урок с использованием информационных технологий, презентация – «Ведущие методы изучения «Окружающего мира», мастер-класс «Пирамида творческих идей» (МОУ КСОШ № 2, руководитель РМО Назарова Е. В. );
- Деловая игра «Ситуация успеха. Как ее создать?» (МОУ КСОШ № 2)
С целью оказания методической помощи организовывались консультации для учителей начальных классов руководителями РМО: Глазуновой Г. А., Назаровой Е. В., Араповой Н. В., Баевой Н. Н. Под их руководством разрабатывались и проводились мероприятия по повышению УВП и качества знаний, обмена опытом. В ходе методической работы использовалась коллективная, групповая, индивидуальная формы работы.
На 2 ступени обучения используются учебники в соответствии с новыми образовательными стандартами: «Информатика и ИКТ» 8–9 класс под редакцией Макаровой В. Н., «Обществознание» 6, 7, 8 под редакцией Кравченко А. И., «Физика» 7–8 класс под редакцией Шахмаева Н. М. На 3 ступени обучения введен в учебный процесс учебник «Физика» 10–11 класс под редакцией Генденштейна Л. Э.
В 2008–2009 учебном году обучение осуществлялось по учебникам нового поколения:
- Литература» 5, 6, 7 класс под редакцией Меркина Г. С.
- Русский язык» 5, 6, 7 класс под редакцией Львовой С. И.
- Биология» 6 класс под редакцией Пономаревой И. Н.
- Алгебра» 7, 10–11 класс под редакцией Мордкович А. Г.
- Немецкий язык» 10 класс под редакцией Бима И. Л.
- МХК» 10–11 класс под редакцией Емахоновой Л. Г.
- Технология» 10–11 класс под редакцией Гапоненко О. Г.
В 2008–2009 учебном году экспериментальными площадками были МОУ КСОШ № 1 (авторская программа под редакцией Бунеева 5 класс «Литература»), МОУ КСОШ № 2, МОУ Ведерниковская СОШ (по апробации учебных пособий по»Истории России 1945–2007гг. «11 класс под редакцией Уткина А. И., «Обществознание» 10 класс под редакцией Полякова Л. В. ). В учебном процессе используется учебная литература согласно Федеральному Перечню учебной литературы.
С сентября 2008 МОУ СОШ № 2 была включена в апробацию Федеральных государственных стандартов II поколения. В апробацию включены три первых класса. Учителя Глазунова Г. А., Макарова М. А., Соломийчук Т. В. стали активными участниками эксперимента.
Методистом РМК Михеевой Н. Н. была организована совместная работа с завучем по эксперименту Вакало Н. А. по организации консультаций, практической помощи учителям-экспериментаторам:
- Посещение уроков с целью оказания методической помощи учителям, работающим в системе апробации стандартов II поколения;
- Проведение консультаций по вопросам планирования работы по новым УМК, вопросам обновления содержания образования;
- По вопросам диагностирования аспектов воспитательной системы (по 5 направлениям внеучебной деятельности в рамках эксперимента).
Итогом работы промежуточных результатов апробации МОУ КСОШ № 2 стали:
- презентация завуча по экспериментальной работе на заседании районной творческой группы по теме «Условия и ресурсное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования в ОУ (опыт, проблемы, достижения, перспективы)»,
- участие в областной конференции по проблеме «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Промежуточные результаты апробации в Ростовской области» (февраль 2009г. ),
- итоговые материалы по экспериментальной работе, направленные в РО ИПК и ПРО, получили положительную оценку.
|