1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Урок по избирательному праву

11 класс

С.В. Попова,
учитель истории и обществознания
МОУ Николаевской СОШ
ст. Николаевская
Константиновский район

Тема: «Будущее России выбирать Вам!»

Цели:
1. Обобщить знания по политико-правовой сфере жизни общества, определить значение трех ветвей власти. Выявить умения потреблять основные понятия; сравнивать и объяснять политические процессы.
2. Совершенствовать умения, самостоятельно добывать знания, систематизировать и перерабатывать их. Развивать навыки ведения дискуссии, умение излагать свою позицию.
3. Формировать активную гражданскую позицию, чувство ответственности за будущее своей страны; потребность высказывать свои суждения.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Категорийный аппарат (понятия, термины):
- Конституция,                       - разделение властей
- функции Президента,         - демократия,
- политические партии,        - суверенитет,
- идеология,                          - избирательная система,
- права человека,                  - референдум,
- органы власти (исполнительные, законодательные, судебные),
- гражданин.
Оборудование:
1. Конституция РФ 1993 г. - 8 шт.
2. Распечатанные таблицы «Разделение властей. Президентская власть» - 4 шт.
3. Определение основных позиций консервативной, либеральной, социал-демократической, коммунистической идеологии. - по 1 экз.
4. Бейджи для участников - 23 шт.
5. Маркеры, фломастеры 4-х цветов - по 4 шт.
6. Цветные наклейки для голосования.
7. Таблички на столы  а) законодательная власть,
исполнительная власть,
судебная власть,
Президентская власть.
б) консерваторы,
либералы,
социал-демократы,
коммунисты.
8. Плакаты: Политические партии, портрет Президента, тематические.

 

1 этап – актуальность темы в преддверии выборов президента РФ обеспечение психологического и эмоционального настроя учащихся, пробуждения интереса к теме.
2 этап. Основная задача – в результате работы со статьями Конституции заполняется таблица – заготовка по всем ветвям власти. Затем идет обсуждение и презентация результатов работы групп. Особое внимание уделяется прерогативам президентской власти.
На данном этапе были использованы разнообразные формы организации учебной «деятельности: работа в группах; фронтальная; прием» мозгового штурма, для ответа на вопрос: «Какие черты должны быть присущи, по вашему мнению, Президенту страны? Отмечается важность, сложность и значение президентского поста в Росси.
3 этап в уроке – систематизация знаний о формах участия граждан в политической жизни страны. Создаются проекты программ различных партий. В результате презентаций отрабатываются навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию.
4 этап едва ли не самый важный из всех, так как здесь ставится цель активировать гражданскую позицию учащихся, убедить в необходимости выполнять свой гражданский долг. Ценность урока состоит в том, что в нем принимают участие в качестве равноправных субъектов учащихся, учителя, представителей местных органов власти.
Данный урок позволил сформировать потребность высказывать свои суждения о ценности и значение социально – политических институтов и механизмов демократической власти в Росси.                                                   

 

Ход урока
1этап. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, гости нашего урока.
Проводится акция «Голосует молодежь».
Основной целью которой является информационно-разъяснительная работа по повышению правовой культуры, в период подготовки и проведения выборов Президента РФ в марте 2008 года.
- Сегодня у нас на уроке присутствуют Кошелева Ольга Ивановна
(секретарь избирательной комиссии)
- Чесноков Михаил Александрович (член избирательной комиссии)
СМИ
Тема нашего урока: «Твой выбор - твоё будущее»
Что мы будем делать?
1. Обобщим знания по политико-правовой сфере жизни общества, отметим значение трёх ветвей власти и особенно президентской - для функционирования демократического государства
2. Дадим оценку имеющимся условиям и формам политического участия.
3. Определим для себя свою гражданскую ответственность в деле демократизации общества.
Как мы это будем делать?
1. Всё это мы будем делать в командах, разделившись на группы.
2. Творчески подходя к заданиям, мы будем проектировать, писать программы, дискутировать и заявлять свою позицию.
Зачем нам всё это?
Чтобы почувствовать себя причастными к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое. Я - её гражданин.
Деление учащихся на 4 группы с соответствующей табличкой (властей). На столе таблица - заставка для работы и Конституции РФ.
Бейджи:      1. Красные - законодательная власть,
2. Синие - исполнительная власть,
3. Белые - судебная власть,
4. Зелёные - Президентская власть.

Будущее России 1

2 этап. «Разделение властей в РФ. Особенности президентской власти по Конституции 1993 г»

1 шаг — Что такое Конституция? 
Когда она была принята?
Инструктаж: Каждая группа работает с Конституцией но
своей ветви власти и готовятся ответить на вопросы, указывая номер статьи, формируя общий вывод-значение ветви власти. За правильность заполнения группа получит оценки.
2 шаг - обсуждение и презентация результатов работы групп. Ведет эту часть представитель местной власти. Ребята по очереди зачитывают ответы на вопросы таблицы, говоря о своем видении значения этих ветвей власти. Особое внимание следует сосредоточить на 4-ой группе
Остальные учащиеся в это время слушают и записывают сведения о всех ветвях власти.
3 шаг - «Мозговой штурм».
- Какие черты должны быть присущи Президенту страны? (по-вашему мнению).
Высокообразованность, компетентность, адекватные цели и задачи, мужество, политическая культура, реалистичность, совестливость вовсех делах, профессионализм, служение народу и государству, личная ответственность, человечность, открытость, созидательная деятельность, убедительность, разумность, отрешение от национальной замкнутости.
- Какие качества вы считаете приоритетными?

- Какие качества характеризуют Президента как человека, а какие - как политического деятеля? (дискуссия)

Вывод: Президентский пост - имеет особую сложность и значимость в России. Выдвигается человек, обладающий развитым политическим умом, способностью реально оценивать ситуацию, имеющую самостоятельный взгляд на вопросы времени, умение вникать в условия русской жизни. Уважать и защищать права человека. В нашей стране власть президента вбирает в себя элементы 3-х ветвей власти:
4 шаг — Схема «Компетентность Президента» (чтение) (кто сейчас кандидаты в президенты?)
3 этап. «Формы участия граждан в политической жизни страны».

Ребята, переверните свои бейджи, и займите новые места, согласно номерам 1, 2, 3, 4 за столами с табличками. Возможно, вы не разделяете взглядов, которые придется выражать, но попробуйте понять точки зрения оппонента и найти разумный компромисс.

Будущее России 2

1. Консерваторы идейное течение, объединяющее сторонников преемственности в развитии, уважения к традициям, моральным и религиозным ценностям, враждебно относящихся ко всему новому и отстаивающих иерархичность в обществе (наличие элиты).
2. Либералы - идейное течение, объединяющее сторонников парламентского строя, свободы и независимости личности от общества, свободы предпринимательства выступающих за приоритет прав и свобод личности, неприкосновенность частной собственности и невмешательство государства в экономику, и частную жизнь, за равные стартовые возможности всех граждан.
3. Социал-демократы - идейное течение, сторонники которого выступают за право народа участвовать в решении государственных дел, за усиление влияния народа на власть в сочетании с широким кругозором гражданских прав и свобод, среди которых на первое место ставят социально-экономические права, идею социального согласия и компромисса.
4. Коммунисты - сторонники этого идейного течения стремятся к установлению общественной собственности на средства производства, исключающей эксплуатацию человека человеком и позволяющей централизованно и планово управлять экономикой, к созданию социально однородного бесклассового общества.
Беседа: 1. Как граждане страны могут проявить своё участие в политической жизни страны? (через выборы, референдумы, работу в партиях, других организациях)
2. Какие российские партии вам известны?
3. Кого из партийных лидеров вы можете назвать?
4. Какие условия на ваш взгляд делают процесс демократизации
реальным и необратимым?
(альтернативность выборов, наличие оппозиций, реальное разделение властей, независимый суд, многопартийность, нефальсифицированность выборов, равные возможности кандидатов)
В соответствии идейным установкам вашей партии необходимо создать проект программы, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше избирателей (выполнение творческого задания 10-15 мин.)
Презентация проекта после каждой 5-7 минутной дискуссии
СМИ: 1. Кожанова Юлия (газета «Аргументы и Факты»)
2. Попов Сергей (газета «Новое время»)
3. Морозова Елена. («Современник»)
4. Егорова Татьяна («Комсомольская правда»)
А сейчас нам необходимо оценить лучший проект и проголосовать за него цветной клейкой.
ИТОГ: Какие идеи преимущественно находят отклик у избирателей нашей страны. Подсчет количества голосов, отданный за каждый проект.
Выступление Чеснокова М.А.

Будущее России 3

4 этап. «Твоя гражданская позиция».

Задумывались ли мы над тем, почему люди независимо от социального статуса (инженер, с/х работник, врач, рабочий ...) проявляют живой интерес к политике? Видимо потому, что от политики многое зависит в жизни общества и каждого человека. И хотя вы - учащиеся 11 класса пока не принимаете участие в выборах 2004 г., но через год вы сможете реализовать своё избирательное право. От позиции каждого человека зависит сохранение и развитие демократических процессов в России.
Чем больше избирателей придут на выборы и добровольно отдадут свои голоса за любого из кандидатов, тем меньше возможностей для фальсификации и обмана. Нужно помнить, что Ваш голос могут использовать другие для подтасовок результатов выборов. Твоя гражданская позиция - это ответственность за всё, что происходит в стране.

Будущее России 4

Сейчас ребята, напишите обращение «Президенту РФ», (ребята пишут свои пожелания Президенту)

Итог урока

Приложение

Обращение
к президенту РФ
учащихся 11 класса МОУ «Николаевская средняя школа»

  1. Просим обеспечить бесплатное медицинское обслуживание и образование.
  2. Повысить заработную плату.
  3. Безопасность в стране.
  4. Бесплатное здравоохранение
  5. Ликвидация безработицы
  6. Отмена ЕГЭ
  7. Налог на импорт
  8. Финансирование учебных заведений и детских домов.
  9. Возможность поступления в ВУЗ различным слоям населения.
  10. Увеличение спортивных комплексов.
  11. Предоставление рабочих мест студентам, заканчивающим учебные заведения.
  12. 12.Техническое оснащение школы (компьютеризация).