1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Урок по избирательному праву

10 класс

Н.А. Вакало,
учитель истории и обществознания,
МОУ СОШ №2
 г. Константиновск

 

Тема: «Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан»

Цели урока:
1.  Образовательные:
- познакомить учащихся с конституционными основами выборов главы государства в РФ;
- информировать учащихся как будущих избирателей о механизме и демократических принципах выборов в РФ.
2.  Развивающие:
- совершенствовать навыки работы с документами;
- учить ведению дискуссии, аргументированности и доказательности своей точки зрения;
- формировать умение работать в команде, создавать и презентовать коллективные проекты.
3.  Воспитательные:
- учить делать осознанный выбор, формировать будущую электоральную активность;
- воспитывать чувство сопричастности и ответственности за судьбы своей страны;
- способствовать формированию лидерских качеств в учащихся.

Тип урока: изучение нового материала
Основные термины и понятия темы: политический процесс, политическое участие, автономное участие, мобилизованное участие, избирательная система, политическая пар­тия, референдум, плебисцит.

 

Материалы к уроку:
1. Конституция РФ 1993г. – 5-6 экз.
2. Пакет документов для работы в группе по теме «Становление многопартийности» - 1 пакет.
3. Мультимедийный проектор
4. Ватман - 4 шт.
5. Маркеры и фломастеры.
6. Таблички для проведения групповой дискуссии:
«Да, мой голос может стать решающим»;
«Сомневаюсь,  что мой голос может стать решающим»;
«Нет, мой голос не может быть решающим».

Литература:
1. Конституция РФ 1993г. М., 2003г.
2. А.И.Коваленко Конституционное право РФ (схемы, комментарии), М., «Право и закон» 2006г.
3. Кравченко А.И. Обществознание, учебник для 10-11 классов, М.,2006г.
4. Никитин А.Ф. Избирательное право, М., «Открытый мир», 1999г.

В марте 2008 года пройдут выборы Президента РФ.
Школа как один из ведущих социальных институтов должна способствовать активизации гражданской позиции молодёжи, сознательно готовить потенциальных избирателей с активной жизненной позицией.
Использование на уроках обществознания интерактивных методов обучения усиливает деятельностный подход в изучении предлагаемого материала, позволяет учащимся самостоятельно прийти к пониманию ценности и востребованности получаемых знаний. Методика здоровьесберегающего урока основана на последовательном использовании  таких интерактивных методов как энергизатор, мозговой штурм,  работе в группе кооперативного обучения, групповой дискуссии. Результативность и высокая эффективность урока зависят от таких факторов, как актуальность темы, активности учащихся, использования современных средств оснащения урока (мультимедийный проектор).
Урок «Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан» можно отнести к урокам изучения нового материала. В структуре его нет специального этапа опроса по предыдущей теме. Однако знания учащихся по теме "Политическая жизнь общества" безусловно, будут выявлены в ходе мозгового штурма, ответов на проблемные вопросы, решении проблемных ситуаций.

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА


Этап урока

Время

Понятия

Методика проведения

1. Введение
энергизатор

3 мин.

 

вступительное слово учителя

2. Мозговой штурм

5-7мин.

Демократическое, недемократическое государства

 

анализ и сравнение демократического государства и недемократического

3. Мини-лекция

3 мин.

политический процесс, политическое участие, автономное участие, мобилизованное участие, избирательная система, референдум, плебисцит

Изучение нового материала, повторение изученного в 9-м классе.

4. Работа в группах кооперативного обучения

15 мин.

политическая пар­тия, многопартийность, политические элиты, Президент РФ.

 

Групповая работа: изучение документов, подготовка и проведение презентации.

5. Групповая дискуссия

20 мин

избиратель

Дискуссия по обсуждаемым вопросам

6. Домашнее задание

1-2 мин.

 

 

7. подведение итогов урока
синквейн

5 мин.

Россия

Выводы в заключительном обобщении учителя.

 

Описание хода урока

1.  Вступление (3 минуты)

Учитель называет тему урока и подчёркивает её актуальность в связи с предстоящими выборами Президента РФ.
Необходимо подчеркнуть связь предстоящих выборов
Президента РФ с дальнейшей судьбой нашей страны, нашей области, каждого из нас.
Далее учитель говорит о целях урока в понятных и близких для учащихся формулировках: ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке.

 ЧТО мы будем делать:

1. Познакомимся с конституционными основами избирательной системы, её структурой, функциями и механизмом деятельности.
2. Обсудим основные этапы становления многопартийности в РФ.
3. Обобщим наши знания и личный опыт по вопросу о выборах.

КАК мы это будем делать:

1. Мы будем работать в группах, изучая документы, материалы учебника, использовать собственный социальный опыт.
2. Подготовим плакаты со схемами, планами и таблицами, подводящие итоги нашей работы в группах и делающие эту работу наглядной (для презентации перед классом).
3. Примем активное участие в обсуждении всех вопросов, связанных с реализацией избирательного права, т.к. результаты выборов непосредственно касаются каждого живущего в нашем регионе, городе, районе, посёлке, станице.

 ЗАЧЕМ нам это надо:

Чтобы почувствовать, что качество моей жизни, реализация моих возможностей, моё будущее и будущее моей семьи не в последнюю очередь зависит от меня самого, моих знаний, убеждений, моей гражданской позиции.

Для того чтобы выявить степень готовности участия в предстоящей работе на уроке, учитель проводит упражнение - энергизатор, предлагая учащимся  на счет 1-3 занять одну из возможных поз:
1. поднять руку с открытой ладонью вверх;
2. поднять руку со сжатым кулаком вверх;
3.  занять позу «Наполеона» (скрещенные руки на груди).
Учащиеся, занявшие позу №1, открыты и полностью готовы к восприятию учебного материала,
Учащиеся, занявшие позу №2, настроены агрессивно по отношению к тому, что будет происходить на уроке, тем не менее, заинтересованы, включены в учебный процесс,
Учащиеся, занявшие позу №3, закрыты для получения информации.
Краткий анализ результатов проведения энергизатора.

2. Мозговой штурм: в течение 3-х минут необходимо записать преимущества демократического государства над недемократическим.

Выполненное задание необходимо обсудить в малой группе - по парам, а затем озвучить одно из преимуществ (положения не должны повторяться!)
Учитель записывает преимущества на доске.

3. Сообщение новых знаний (мини-лекция)

В любой политической системе индивиды и социальные группы в той или иной системе вовлечены в политический процесс.
По степени политической активности выделяют следующие груп­пы:

  • аполитичная группа (не участвуют в политике);
  • голосующие на выборах;
  • участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций, люди, делающие политическую карьеру,
  • политические лидеры.

Политическое участие - это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную поли­тику или на выбор политических лидеров на любом уровне поли­тической власти.
Различают два вида политического участия: автономное и мобилизованное.
Автономное участие - это сознательная актив­ность граждан, более или менее осведомленных в политике. Такой вид имеет место в стабильных демократических странах.
Мобилизованное участие - это вынужденное действие, когда участие в политике, например, голосование на выборах, зависит от неполитических факторов (страх, подкуп и т. д.). Этот вид имеет место, прежде всего, в традиционном обществе или в обществе с тоталитарным режимом.
В современном демократическом обществе основной формой политического участия является участие граждан в выборах.

  Проблемный вопрос: почему выборы являются необходимым условием                   существования демократического государства?
(Предполагаемый ответ:   выборы дают возможность  индивидам  и социальным группам сформулировать свои требования, обеспечить поддержку тем действиям политических лидеров, которые соответствуют ин­тересам большинства населения. Выборы - это средство легитима­ции политического режима).

Учитель, характеризуя основы избирательной системы, заложенные  в Конституции РФ 1993года, комментирует слайды, увеличенные через мультимедийный проектор:

 

Слайд№1

Избирательные права граждан - это конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право граждан бывает активным и пассивным.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН
Схема

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ                               
ПРАВО ГРАЖДАН

ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНО ПРАВО ГРАЖДАН

право избирать в органы
государственной власти
и выборные органы
местного самоуправления

право быть избранными в органы государственной власти
и в выборные органы местного самоуправления

 

Слайд№2
Принципы участия гражданина РФ в выборах
(Федеральным закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»)

Гражданин РФ участвует в выборах на основе:
ВСЕОБЩЕГО
РАВНОГО
ПРЯМОГО избирательного права
ПРИ ТАЙНОМ ГОЛОСОВАНИИ

Его участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.
Выборы бывают прямые, одноступенчатые или косвенные и многоступенчатые (например, в США выборы президента че­рез избранных народом выборщиков).
По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на пропорциональные, мажоритарные и смешанные.
Учитель, обращаясь к учащимся, призывает вспомнить основные отличия избирательных систем, уточняет, какая избирательная система характерна для РФ.

 

Слайд№3
МЕХАНИЗМ ВЫБОРОВ  В РФ:

1. Составление списков избирателей
2. Образование избирательных участков
3. Формирование избирательных комиссий
4. Выдвижение и регистрация кандидатов
5. Информирование избирателей и предвыборная агитация
6. Голосование на избирательных участках
7. Подсчёт голосов и составление протокола об итогах голосования
8. Опубликование результатов выборов,
9. Обжалование нарушений избирательных прав граждан,
10. Отмена решения об итогах голосования (если суд признает результаты выборов недействительными).

 

Объяснение учителя: еще одной формой политического участия являются рефе­рендумы и плебисциты.
Референдум (с лат. - то, что должно быть сообщено) - всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным во­просам государственной жизни. Например, в 1991 г. проводился референдум о сохранении СССР, а в декабре 1993 г. - референдум о принятии Конституции РФ.
Разновидностью референдума является плебисцит (с лат. - решение народа) - это опрос населения путем голосования о при­надлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.
Основное различие между выборами и референдумом состо­ит в том, что выборы принадлежат к механизмам представительной демократии, а референдум - институт прямой демократии.
Таким образом, в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития.


4. Групповая работа - 25 минут.

Этот этап урока состоит из 2 частей:
- в первой, в течение 15 минут, учащиеся, разделившись на группы, работают над изучением и анализом документов по заданной учителем проблеме, готовят плакаты со схемами, планами, тезисами для презентации;
- во второй части -  непосредственно  представляют свою работу,  объясняя  классу  самостоятельно  или  с помощью учителя, а ещё лучше с помощью гостей, свой вопрос.
Для работы в группах  предлагаются  следующие вопросы:
1-ая группа "Становление многопартийности  в РФ" (работа с документами).
2-ая группа "Институт Президента в РФ" (работа с Конституцией РФ, гл.4).
3-я   группа  составляет "Памятку избирателю" (данная памятка должна помочь молодым избирателям провести сравнительный анализ предвыборных программ кандидатов и выбрать наиболее реальную).
4-я   группа  работает над проблемой "Качества, которыми должен обладать профессиональный политик".

 

5. В современном демократическом обществе основной формой политического участия является участие граждан в выборах.
Однако не все граждане осознают необходимость и важность использования своего избирательного права.
Учитель предлагает учащимся принять участие в групповой дискуссии на тему «Мой  голос может стать решающим».
Для этого учащимся предлагается разделиться на 3 группы, в зависимости от точки зрения, которую они разделяют:
- да, мой голос может стать решающим;
- сомневаюсь,  что мой голос может стать решающим;
- нет, мой голос не может быть решающим.
Учащиеся, имеющие определенную позицию по данной проблеме, на листах ватмана записывают аргументы в защиту своей точки зрения. Записи могут сопровождаться рисунками.
На выполнение данного вида деятельности предполагается затратить 5 минут учебного времени.
Затем каждая группа излагает и защищает свою точку зрения. Оппоненты из других групп задают интересующие их вопросы.
Подводя итоги групповой дискуссии, учитель предлагает участникам поменять группу,  если в ходе дискуссии произошло изменение точки зрения.

6. Домашнее задание: п.№20 КравченкоА.И. «Обществознание 10 кл.», в тетрадях выполнить анализ достоинств и недостатков предвыборных программ кандидатов на пост Президента РФ.

7. Подводя итоги работы, учитель предлагает учащимся завершить урок составлением синквейна на тему «Россия», так как все  наши лучшие дела, наш выбор направлены  на процветание страны, в которой мы живем.

Приложение

Президент Российской Федерации

  • является выс­шим должно­стным лицом Российской Федерации, возглавляет государство
  • является гарантом кон­ституции прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охра­не суверенитета России, ее независимости и госу­дарственной целостнос­ти, обеспечивает согла­сованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти
  • определяет на ос­нове Конституции и Федеральных законов основные направления внут­ренней и внешней политики государ­ства
  • избирается на 4 года граждана­ми Российской Федерации
  • им может быть граж­данин Российской Федерации не моло­же 35 лет и прожива­ющий в России не менее 10 лет
  • одно и то же лицо не может занимать должность прези­дента более двух сроков подряд

 

Выборы Президента Российской Федерации

Основные принципы выборов Президента Российской Федерации

  • равные
  • всеобщие
  • прямые
  • при тайном голосовании
  • добровольность
  • участия граждан в выборах граждан Российской Федерации, достигших на день выборов 18 лет

 

Порядок выборов Президента Российской Федерации

Назначение выборов

Совет Федерации

выдвижение кандидатов в Президенты РФ

избиратели, избирательные объединения, избиратель­ные блоки

регистрация кандидатов в Президенты РФ и их доверенных лиц

Центральная избирательная комиссия

формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

Законодательные (предста­вительные)   и исполнитель­ные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Формирование территориальных и участковых избирательных комиссий

Выборные органы местного самоуправления

составление списков избирателей

участковые избирательные комиссии

голосование и определение результатов выборов

граждане, Центральная избирательная комиссия

опубликование результатов выборов Президента РФ

Центральная избирательная комиссия

 

Полномочия Президента Российской Федерации

  • Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод че­ловека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Рос­сийской Федерации, ее независимости и государственной целос­тности.

 

Полномочия и сферы деятельности Президента Российской Федерации

  • права и обязанности Президента РФ, связанные с деятельностью Федерального Собрания и его палат
  • права и обязанности Президента РФ, связанные с деятельностью Правительства Российской Федерации
  • права и обязанности Президента РФ в области обороны и внешних отношений
  • компетенция Президента РФ, связанная с координацией де­ятельности соответствующих властных структур государ­ства

 

Вопрос учителя:
Что мы  называем избирательной системой?

Предполагаемый ответ:
Избирательная система - это упорядоченная совокуп­ность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и ме­тоды образования представительных выборных органов государст­венной власти.

Приложение 2

Партия (с лат. - часть, группа) - это наиболее активная часть класса, объединенная в политическую организацию, выра­жающая интересы своего класса.
Можно привести другое определение: политическая пар­тия - организованная группа людей, разделяющих общую полити­ческую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое прави­тельство.
Партии выполняют следующие функции: социальная, идеологическая, политическая и управленческая.
Социальная функция предполагает трансформацию социаль­ных интересов в политические задачи.
Идеологическая функция заключается в разработке партий­ной идеологии, воплощенной в ее программе.
Здесь можно дать определение: политическая программа эго совокупность положений, описывающих будущее устройство общества, выражающих критику стоящего у власти правительства, это средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается народ.
Основная политическая функция партии - овладение госу­дарственной властью. Так как в современном государстве способом овладения властью являются выборы, то партии организуют избирательные кампании.
Если партия побеждает на выборах, формирует правительство, то она берет на себя ответственность за управление государством и таким образом выполняет управленческую функцию - это организация использования государственной власти по отношению к обществу и контроля за этим использованием.

Типы партий различают:

  • по количеству членов и характеру членства:

-  кадровые (Состоят из политиков-профессионалов. Например, в США);
- массовые;

  • по участию в осуществлении власти:

- правящие;
- оппозиционные (в противостоянии к правящей партии);

  • по идеологической ориентации:

- правые и левые, умеренные реформисты (консерваторы или либералы) и радикалы (революционеры), коммунисты и анти­коммунисты, социал-демократы и социалисты и т. д.;

  • по отношению к другим элементам политической систе­мы:

-  демократические, антидемократические, т. е. автори­тарные и тоталитарные (нетерпимы к другим партиям).

Также различаются типы партийных систем:

  • по количеству партий:

- однопартийная - характерна для авторитарных и тотали­тарных обществ);
- двухпартийная - две крупные партии чередуются у вла­сти и в оппозиции (например, консерваторы и лейбористы в Англии, демократы и республиканцы в США);
-  многопартийная - действуют три и более партий (на­пример, Франция, Испания, Италия, Россия.)