1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

Оглавление

Учитель биологии МОУ КСШ № 1 Гейт Л.М.
Учитель русского языка и литературы  МОУ КСШ № 1 Сибряева И.В.

Интегрированный урок биологии и литературы
6 класс

Интегрированные уроки дают ученикам достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Такие уроки предполагают развитие творческой и мыслительной активности учащихся.
Актуальность данного урока заключается в том, что мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве. Такой урок побуждает детей к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Урок позволяет и даёт возможность для саморазвития и творчества:   как ученика, так и учителя.
Новизна урока состоит в структуре и форме его проведения. Этот урок отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.
До урока я с учениками провела экскурсию в городской парк с целью наблюдения за осенними явлениями в природе. Учащимся было дано задание собрать гербарий осенних листьев и плодов. Это позволило учащимся подготовиться к восприятию будущей темы. Урок я проводила совместно с учителем русского языка и литературы. Материал нашего урока показал единство процессов, происходящих в окружающем нас мире.
Результатом совместной деятельности учителей и учеников на данном уроке является то, что поставленная нами цель была достигнута полностью, и более того, у учащихся сформировался познавательный интерес к более глубокому изучению проблемы. Одна из главных черт этого урока -отсутствие перенапряжения и перегрузки у учащихся, что способствовало развитию воображения, внимания, памяти; учащиеся с лёгкостью сравнивали, обобщали, делали выводы и заключения.
Интегрированные уроки, на мой взгляд, расширяют кругозор и способствуют формированию разносторонне развитой и гармоничной личности
Тема урока: «Осенние явления в природе и их отображение в творчестве поэтов, художников, музыкантов».
Цели учителя биологии:

  1. Установить, какие осенние явления мы наблюдаем в природе: приспособленность растений к условиям окружающей среды: осенняя окраска листьев; листопад, осеннее цветение растений, распространение плодов и семян.
  2. Раскрыть причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей меду ними и изменениями в окружающей среде.

3.Формировать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения в природе.
Знать:
осенние явления в природе приспособленность растений к условиям окружающей среды (осенняя окраска листьев, листопад, осеннее цветение растений, распространение плодов и семян);
причины наступления осенних явлений в жизни растений (температура, влажность, долгота дня);
правила поведения в природе.
Уметь:
определять приспособление растений к жизни в неблагоприятное время года;
объяснять окраску осенних листьев;
определять способы распространения плодов и семян в природе;
объяснять причину листопада.
Цели учителя литературы:
1. Показать,   каким   образом   осенняя  тема  отражается  в   творчестве  поэтов,  художников, музыкантов.
Учить познавать творческую лабораторию поэтов.
2. Формировать   навыки   выразительного   чтения   стихотворного   текста,   устного словесного рисования и описания картины И.Левитана «Золотая осень».
3. Приобщать учащихся к лучшим образам художественного слова. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
Знать:
особенности лирического произведения;
литературные приемы, используемые в лирике: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение;
анализ лирического произведения.
Уметь:
выразительно читать стихотворный текст, определять главные мотивы прочитанных произведений;
находить в стихотворном тексте художественные средства выразительности;
делать словесную зарисовку услышанному в музыкальном произведении, увиденному на картине
Оборудование урока: на доске репродукции с полотен И.И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», Н.М.Ромадина «Золотая рака»; рисунки учащихся, сделанные на уроках изобразительного искусства, гербарий, видеопленка «Осень»; на столе букет, в котором собраны растения, находящиеся на различных этапах жизни (ветка рябины с плодами, ветка сосны с плодами, ветка клена с плодами, ветка березы, стебли ковыля, зонтики петрушки, укропа).

Эпиграф:
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»
Ф. Тютчев.

Ход урока:
I. Объявление темы урока.
Постановка   цели   урока   учителем   биологии, учителем литературы.
П.Введение в тему урока:
1. Просмотр видеозаписи фрагментов экскурсии в природу, совершенной в начале октября учащимися с учителем биологии и литературы. Место проведения экскурсии: городской парк, цветник, река Дон Цель экскурсии - «осенние явления в мире цветковых растений» - расширить знания учащихся о многообразии цветковых растений, особенностях их строения в соответствии со средой обитания, проведение фенологических наблюдений в природе осенью.
2.Ребята смотрят видеофрагменты, а учитель биологии ведет рассказ с элементами беседы:
Осень. С берез и кленов облетают листья. И скоро в природе откроется настоящий парад разноцветных листьев - листопад.
Вспомните березовую аллею, по которой мы шли к городскому цветнику. Была ясная погода, стояло полное безветрие. Было удивительно тихо, и отчетливо слышался непрерывный шорох падающих листьев.
Какая же польза деревьев от потери листьев? (Листопад спасает деревья от гибели зимой)
Учитель биологии. Осенью по мере затухания деятельности листа в нем замедляется, а потом и вовсе прекращается образование кислорода.
Какие   особые   пигменты   присутствуют   в   тканях   растений? (ксантофилл - желтый, каротин - оранжевый).
Мы побывали в городском парке и убедились, что осенняя раскраска листьев особенно привлекательна красными, бордовыми, желтыми тонами. Какие деревья вы встретили в парке? (березы, клены, рябины, тополя, липы, дубы, дикий виноград).
Опишите, какова окраска листьев у клена? (багрянец) У липы, дуба, березы (листья лишены красных оттенков, они заметны лишь желтыми и золотистыми тонами).
Мы с вами обратили внимание на то, что осенняя окраска листьев деревьев и кустарников очень разнообразна. И после первых осенних заморозков начнется массовый листопад.
А все ли деревья, встреченные нами на экскурсии, изменили окраску листьев? (не изменили сосны, ели, туя).
В парке мы собирали листья для гербария и слышали хруст и шорох листьев. Почему в природе происходят такие явления осенью, какие физиологические процессы протекают в это время мы узнаем на нашем уроке более подробно, а наша экскурсия в этом поможет.
III. Работа по теме урока:
Учитель биологии: на репродукциях с полотен художников Левитана и Ромадина, на рисунках, выполненных вами, вы видите изображение природы в осеннее время года. И я вспомнила стихотворные строчки:
И в любое время года Ты как сказка хороша, Наша русская природа, Наша русская душа.
Посмотрим   внимательно   на   осенний   букет,   который   мы   собрали   на экскурсии. В нем мы видим характерные приметы осени: зеленый наряд
листьев меняется на желтый, багряный, некоторые веточки растений без
листьев (с почками), созревшие плоды облепихи, крушины, шиповника,
лопуха, акации, липы, ковыля.
Вспомним из своих наблюдений по дороге в школу и на экскурсии, с
какими осенними явлениями вы знакомы?
/Беседа по вопросам/
У каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев по
сравнению с летней?
Начался ли листопад?
На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев: нижних,
средних, верхних или одновременно?
Что остается на ветках после опадения листьев?
Какие растения, встреченные на экскурсии, имеют плоды? (Шиповник, береза, клены, сосны, ели, рябина)
Какие растения продолжали цвести?
Собранный на экскурсии гербарий из различно окрашенных листьев подготовьте к сдаче.
Учитель литературы: природа, человек, поэзия - неразделимые понятия. С помощью слова поэты открывают нам красоту родного края, призывают охранять все живое, учат понимать язык природы и язык поэзии. Поэзия -тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу далеко не каждому, а только человеку умному, доброму, чуткому, внимательному.
Давайте на нашем уроке и посмотрим:
- что же видят русские поэты в осени?
-какие    чувства    она    пробуждает    в    них?
- стихотворения каких поэтов об осенней поре вы учили? (Ф.И Тютчев, А.Н.Майков)
1. Слово учителя литературы о Ф.И.Тютчеве (1803-1873г.г.)
/на доске портрет поэта/
Ф.И.Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг на Брянщине. Детские, отроческие, юношеские годы прошли в той же среднерусской колыбели, из которой вышло целое созвездие поэтов и писателей: Кольцов и Фет, Тургенев и Лесков, ставших творцами образа мира и певцами русского характера. Ф.Тютчев учился в Московском университете, закончил его со степенью кандидата и более 20 лет провел в Германии и Италии на дипломатической службе. Но славу он себе стяжал не на дипломатическом поприще. В его лице наша литература приобрела поэта-мыслителя, человека очень тонко чувствовавшего одухотворенность родной природы и сумевшего передать эти чувства в своих стихотворениях.
- Прочитаем выразительно стихотворение «Листья». И убедимся, так
ли это? Выразительное чтение учащимися стихотворения .
Беседа по вопросам:
а) Какие картины из жизни природы рисует поэт?
б) Попробуйте     рассказать,     что     вы     увидели,     услышали, почувствовали, читая стихотворение?
в) Какие средства художественной выразительности и с какой целью использованы автором? Приведите примеры.
(эпитеты,    олицетворения,    сравнения,    метафора    передают одухотворенность природы)
г) Как     вы     понимаете     такие   строчки?
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
(отсутствие движения, покой, безмятежность этих деревьев)
д) С какой целью, говоря о соснах и елях, поэт употребляет эпитет «тощая зелень», сравнение «как иглы ежа»?
(Сосны и ели - вечнозеленые деревья, хвоя их не желтеет, но она никогда не бывает и свежей)
Учитель литературы. Да, ребята, традиционными в русской литературе образами-символами безмятежного покоя, отсутствия порыва движения -являются образы вечнозеленых сосны и ели. И в стихотворении «Листья» о них сказано, что они «всю зиму торчат», «спят, закутавшись в снега и метели», их зелень не меняется и, хотя она не желтеет, никогда не бывает свежей.
Учитель биологии. Мы послушали стихотворение «Листья». Объясните, почему сосны и ели не сбрасывают свою хвою осенью, оставаясь вечнозелеными?
(хвоя растет от 2 до 7 лет, опадает неодновременно, заменяясь новой)
Учитель литературы.
А какие у вас мысли и чувства связаны с лиственными деревьями?
Что символизируют собой листья?
(порыв к полету, к обновлению).
Подтвердите ваше мнение строками стихотворения.
( « Так что же нам даром
Висеть и желтеть...»
«Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим...»)
Учитель биологии. А как мы назовем в природе этот порыв листьев к полету, к обновлению? (листопад)
Совершенно верно, одна из примет осени - листопад.

  1. Что такое листопад?
  2. Назовите причины листопада.

Учитель литературы. А ведь не только Ф.И.Тютчев писал прекрасные стихи об осени, а еще и А.Н.Майков. 1. Слово учителя о Майкове.
Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 года в Москве в семье академика живописи. Детские годы прошли в подмосковной усадьбе недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Писать стихи начал с 15 лет, и с этих пор его призванием на всю жизнь стали живопись и поэзия. Майков - один из самых жизнерадостных русских поэтов, в его поэзии живет мир солнца. Даже осень у поэта изображается в отблесках лучей солнца, в золоте листьев. И это мы видим в его стихотворениях «Осень», «Пейзаж».

  1. Выразительное чтение стихотворения «Осень».
  2. Беседа по вопросам:

а) Каким настроением пронизано стихотворение? б)Вспомним, в чем главное отличие лирического произведения от эпического?
(Важны не события, не сюжет, а мысли, чувства лирического героя),
в) Найдите строки, которые передают состояние лирического героя,
г) Что   такое   метафора?   Приведите   примеры   метафоры   в   данном стихотворении.
( «с холоду щеки горят», «лес с себя тайну совлек», «долго на листьях лежит ночи мороз», «совлек»)
д) объясните   выражение  из  этого   стихотворения   «лист  золотой» (желтый лист)
Учитель биологии:
1. Отчего листья желтеют? Почему звучали слова «лист золотой»? (беседа)
2. Рассматривание   гербарных   экземпляров   листьев   разной окраски.
Учитель литературы. А ведь не только поэты любят родную природу. У композитора Петра Ильича Чайковского есть цикл песен, который так и называется «Времена года». Послушайте песню из этого цикла и определите:

  1. Какому времени года она посвящена?

Б) Что услышали вы в этой музыке?

  1. Какие характерные для осени звуки вы услышали?
  2. Учитель  биологии.
  3. В  музыкальном  произведении мы услышали шуршание, потрескивание опавших листьев. Почему листья осенью грубые, жесткие, а весной мягкие? Учитель  литературы.  Вернемся  снова  к  А.Н.Майкову. Майков - певец русского леса, сумевший передать его прохладу, гомон птиц, он ввел в лирический пейзаж звуки, краски, запахи. Поэт создает картины идиллического, умиротворенного пейзажа.
  4. Выразительное чтение стихотворения «Пейзаж».
  5. Беседа по вопросам:

А) Понравилось ли вам стихотворение Майкова?
Какие чувства вы испытывали, читая строчки этого стихотворения?
Б) Что удивляет лирического героя в этом стихотворении, о чем он
думает?
В) Какие сравнения помогают создать художественный образ осени?
3. А теперь внимательно посмотрим на репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень».
Слово учителя о Левитане.
Левитан - художник, но его называют поэтом русской природы. За свою короткую, но яркую жизнь художник создал около 1000 картин. Для великого русского художника И.Левитана осень - тоже любимое время года, источник вдохновения.
Анализ картины «Золотая осень» (1895г.).
А) Какое впечатление производит на вас эта картина?
Б) Что изображено на ней? (устное словесное рисование).
В) Какое из прочитанных стихотворений родственно по своему настроению данной картине?
Г) Почему возможно сравнение произведений поэзии, живописи и даже музыки?
(Осень - прекрасное время года, источник вдохновения для многих поэтов, художников, музыкантов).
Учитель биологии. Верно, осень - это красота растений в осеннем наряде, но и пора созревания плодов и семян.
Огромное число семян у цветковых растений - это приспособление к их выживанию (например, белена - 500 тысяч в год, тополь - 27 млн., лебеда - 100 тысяч семян).
Семена рассеиваются, часть их прорастает в благоприятных условиях. Как же  приспособлены плоды к распространению?
/Работа с коллекцией/
(Семена клена, липы, березы - летучки, крылышки. Например, береза - на 1,5 км. Сочные плоды рябины, калины, черемухи - съедаются животными и таким образом разносятся и т.д.).
Стук в дверь. К нам пришла в гости «Осень» /входит старшеклассница в костюме осени/ с письмами-заданиями к следующему уроку, а на этот урок она принесла стихотворения донских поэтов наших земляков, прославляющих донской край, красоту нашей осенней природы.
«Осень» раздает детям листочки с небольшими стихотворениями и дает • задание: прочитать выразительно, подумать и ответить на вопросы:
1. Каким чувством проникнуто стихотворение? (восхищение, гордость)

  1. Что роднит эти строки со строчками стихотворений «Осень», «Пейзаж»? (красота осенней природы - источник вдохновения для многих поэтов).
  2. Прочтите стихотворения, стараясь в своей интонации передать автором воодушевление (Стихотворения В.Фролова «Отчий край...», И.Халупский «Осенняя полынь» /Из книги «Красный цвет», Ростовское книжное издательство, 1987 г./, В.Скляров «Осенние мотивы», газета «Донские огни» от 27 марта 2001 года).

Учитель литературы.
Стихотворения каких поэтов прозвучали на уроке? (Тютчева, Майкова, Фролова, Халупского, Склярова). Эти поэты жили и живут в разные годы, но всех их объединяет любовь к Родине, к родной природе, способность чувствовать, зорко видеть, замечать то, что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного.
Учитель биологии. А равнодушными мы не можем оставаться к нашему земному другу, так как растения в природе и для человека имеют большое значение. Давайте вспомним, какое значение?
(-образуют в процессе фотосинтеза органические вещества, необходимые человеку и животным (питание); выделяют в атмосферу кислород; улучшают климат; выделяют в атмосферу особые вещества, которые убивают болезнетворные бактерии;
участвуют в образовании почвы, обогащая ее перегноем; сырье для промышленности; лекарственное сырье)
Учитель литературы. Поэтому писатели и поэты в своих произведениях говорят о необходимости охраны растений, учат быть внимательными, не быть беспечными.
Послушаем стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар», вдумаемся в смысл стихотворения, поучимся выразительному чтению.
Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения.
Лесной пожар.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол,
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель биологии. Беседа с  учащимися о бережном отношении к природе.
(Охрана природы, бережное отношение к природе - святая обязанность всех людей... Можно привести интересные примеры. Например, тополь поглощает за лето из воздуха углекислого газа 44 кг, дуб - 28 кг, липа - 26 кг, ель - 6 кг. Тополь задерживает пыль на 20%, чем другие. Тополь выделяет фитонциды, убивающие некоторые болезнетворные микроорганизмы и т.д.).
Прикрепляется памятка «Добрые советы по отношению к природе» /Чтение учащимися памятки/.
Учись понимать природу, стань ее другом и защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-то полезное.
Будь  другом  всех живых существ, не  мучай и не убивай
животных. Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следы пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай ее от вредителей и несознательных туристов.