Оглавление
Учитель русского языка
и литературы
МОУ КСШ № 1
Е.П. Першикова
Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и во
внеклассной работе.
(из выступления на заседании РМО перед молодыми специалистами)
Одна из самых сложных задач, стоящих перед учителем - необходимость работать одновременно с учащимися, очень разными по подготовке, по учебным возможностям и с разной мотивацией учебной деятельности (безразличие, от случая к случаю, с увлечением).
Решение этой задачи невозможно без индивидуального подхода к учащимся. Реальным выражением такого подхода к школьникам является разумная дифференциация их учебной деятельности, постановка перед ними посильных учебных задач. Практика показывает, что потеря интереса к изучению русского языка объясняется обилием неудач в выполнении письменных работ (орфографические, речевые ошибки, неумение выразить мысль). Каждое новое упражнение, задание несет и новые огорчения, разбор ошибок не приносит удовлетворения.
Если признать, что от первоначального усвоения правила до грамотного письма и речи, до осознанного применения правил путь у разных школьников не одинаков, то мы придем к выводу о том, что познавательную и практическую деятельность учащихся следует дифференцировать.
Пути организации индивидуальной учебной деятельности различны, начиная от небольших вариаций в общем задании и кончая делением на так называемые подвижные группы, работающие по строго определенным вариантам. (Необходимо преодолеть психологический барьер: почему им проще, а нам сложнее?)
Использование индивидуальных и дифференцированных заданий не может и не должно отменять коллективной подготовительной работы. Начинать изучать правило следует с четко организованной коллективной подготовки, а потом продолжить в самостоятельном выполнении упражнений дифференцированного характера. Однако система упражнений должна быть организованна с повышением самостоятельности и степени трудности. Чтобы приступить к такой работе, необходимо проанализировать мотивы и типичные ошибки. Почему школьник пишет с ошибками? -Безразличие к учению (нужны воспитательные воздействия) -Не умеет выделять части слова (следует отработать это умение дополнительно)
-Не умеет устанавливать связь между словами (следует давать задания с постановкой вопросов)
-Неумение вдумываться в смысл слова (объяснять значения, искать родственные слова
Работа с орфографическим правилом.
(на примере темы «Буквы з и с на конце приставок»). Первый этап - коллективный.
Заканчиваем составлением алгоритма.
- Находим приставку.
- Исключаем приставку с и приставки, пишущиеся одинаково.
- Определяем, какой звук (глухой или звонкий) обозначает буква, идущая за приставкой.
- Глухой - пиши-С Звонкий - пиши-3
Второй этап - совместное объяснение (можно хоровое) нескольких примеров.
Третий этап - дифференцированный. Даем задания для самостоятельной работы. Сильным учащимся - у пр. 424. Средним - упр. 423.
Слабым - готовим индивидуальные карточки.
Дается
недеформированный текст с выделенными словами на правило. (маленький). |
Текст с пропусками, (тот же) |
Текст с пропусками, (другой) |
Спишите. В выделенных словах обозначьте приставку. Подчеркните следующую за приставкой букву. Определите глухой или звонкий звук она обозначает.
Подчеркните букву в приставке. |
Спишите. Вставьте букву. Обозначьте орфограмму. |
Спишите. Вставьте букву. Обозначьте орфограмму. |
Необходимо следить за тем, чтобы слабые учащиеся не пропускали в процессе рассуждения отдельных операций алгоритма. Можно создать папку алгоритмов. Она может быть индивидуальной или общей для класса. При необходимости каждый может взять и воспользоваться алгоритмом.
Для создания ситуации успеха можно пользоваться приемом «Делай, как я».
У учителя или на полке лежит тетрадь с правильно выполненным упражнением. Ученику, который не может справиться с заданием, разрешается посмотреть в эту тетрадь, но не более 3 раз. Посмотрев, можно идти на место и по памяти выполнять упражнение.
При работе над самым распространенным видом ошибок «проверяемой гласной в корне слова» молено тоже воспользоваться дифференцированными упражнениями.
Сильные ученики работают сами. Слабым снова обязательно дается алгоритм, выдели корень - поставь ударение - найди проверочное слово Задания могут иметь следующий вид по трудности.
Слово с пропуском |
Проверочные слова без пропусков |
В..ДЯНОЙ |
Ветер |
Л.хной |
Ветрами |
В..терок |
Ветряной |
|
Лесник |
|
Лес |
|
Лесовоз |
|
Вода |
|
Водный |
Выпиши остальные слова с этим корнем.
Можно дать слова, а потом конкретно задание, измени слово или подбери однокоренное.
Необходимо иметь в виду, что и в методическом аппарате учебника даются дифференцированные задания. Домашнее задание тоже может быть дифференцированным.
На уроках литературы также могут быть использованы индивидуальные и дифференцированные задания.
Индивидуализация здесь связана с характером, темпераментом, интересами учащихся.
Например, какие-то учащиеся любят рисовать. Словами сказать трудно, а рисовать нравиться. Им может быть предложено нарисовать рисунок на какую-либо тему.
-какой ты видишь природу в этом стихотворении?
-нарисуй, что нравиться этому герою.
|