1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ЛИЧНОСТЬ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. РАЗВИТИЕ

Оглавление

Першикова 

Учитель русского языка
 и литературы
 МОУ КСШ № 1
Е.П. Першикова

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и во
внеклассной работе.
(из выступления на заседании РМО перед молодыми специалистами)

Одна из самых сложных задач, стоящих перед учителем - необходимость работать одновременно с учащимися, очень разными по подготовке, по учебным возможностям и с разной мотивацией учебной деятельности (безразличие, от случая к случаю, с увлечением).
Решение этой задачи невозможно без индивидуального подхода к учащимся. Реальным выражением такого подхода к школьникам является разумная дифференциация их учебной деятельности, постановка перед ними посильных учебных задач. Практика показывает, что потеря интереса к изучению русского языка объясняется обилием неудач в выполнении письменных работ (орфографические, речевые ошибки, неумение выразить мысль). Каждое новое упражнение, задание несет и новые огорчения, разбор ошибок не приносит удовлетворения.
Если признать, что от первоначального усвоения правила до грамотного письма и речи, до осознанного применения правил путь у разных школьников не одинаков, то мы придем к выводу о том, что познавательную и практическую деятельность учащихся следует дифференцировать.
Пути организации индивидуальной учебной деятельности различны, начиная от небольших вариаций в общем задании и кончая делением на так называемые подвижные группы, работающие по строго определенным вариантам. (Необходимо преодолеть психологический барьер: почему им проще, а нам сложнее?)
Использование индивидуальных и дифференцированных заданий не может и не должно отменять коллективной подготовительной работы. Начинать изучать правило следует с четко организованной коллективной подготовки, а потом     продолжить     в     самостоятельном     выполнении     упражнений дифференцированного характера. Однако система упражнений должна быть организованна с повышением самостоятельности и степени трудности. Чтобы приступить к такой работе, необходимо проанализировать мотивы и типичные ошибки. Почему школьник пишет с ошибками? -Безразличие к учению (нужны воспитательные воздействия) -Не умеет выделять части слова (следует отработать    это    умение дополнительно)
-Не умеет устанавливать связь между словами (следует давать задания с постановкой вопросов)
-Неумение вдумываться в смысл слова (объяснять значения, искать родственные слова

Работа с орфографическим правилом.

(на примере темы «Буквы з и с на конце приставок»). Первый этап - коллективный.
Заканчиваем составлением алгоритма.

  1. Находим приставку.
  2. Исключаем приставку с и приставки, пишущиеся одинаково.
  3. Определяем,   какой  звук  (глухой  или   звонкий)  обозначает  буква, идущая за приставкой.
  4. Глухой - пиши-С                 Звонкий - пиши-3

Второй  этап -  совместное  объяснение  (можно хоровое)  нескольких примеров.
Третий этап - дифференцированный. Даем задания для самостоятельной работы. Сильным учащимся - у пр. 424. Средним - упр. 423.
Слабым - готовим индивидуальные карточки.

Дается
недеформированный текст    с    выделенными словами                       на правило. (маленький).

Текст с пропусками, (тот же)

Текст с пропусками, (другой)

Спишите. В выделенных         словах обозначьте приставку. Подчеркните следующую за приставкой букву. Определите глухой или звонкий звук она обозначает.
Подчеркните букву в приставке.

Спишите. Вставьте букву. Обозначьте орфограмму.

Спишите. Вставьте букву.           Обозначьте орфограмму.

Необходимо следить за тем, чтобы слабые учащиеся не пропускали в процессе рассуждения отдельных операций алгоритма. Можно создать папку алгоритмов. Она может быть индивидуальной или общей для класса. При необходимости каждый может взять и воспользоваться алгоритмом.
Для создания ситуации успеха можно пользоваться приемом «Делай, как я».
У учителя или на полке лежит тетрадь с правильно выполненным упражнением. Ученику, который не может справиться с заданием, разрешается посмотреть в эту тетрадь, но не более 3 раз. Посмотрев, можно идти на место и по памяти выполнять упражнение.
При работе над самым распространенным видом ошибок «проверяемой гласной в корне слова» молено тоже воспользоваться дифференцированными упражнениями.
Сильные ученики работают сами. Слабым снова обязательно дается алгоритм, выдели корень - поставь ударение - найди проверочное слово Задания могут иметь следующий вид по трудности.

 

Слово с пропуском

Проверочные слова без пропусков

В..ДЯНОЙ

Ветер

Л.хной

Ветрами

В..терок

Ветряной

 

Лесник

 

Лес

 

Лесовоз

 

Вода

 

Водный

Выпиши остальные слова с этим корнем.
Можно дать слова, а потом конкретно задание, измени слово или подбери однокоренное.
Необходимо иметь в виду, что и в методическом аппарате учебника даются дифференцированные задания. Домашнее задание тоже может быть дифференцированным.
На    уроках    литературы    также     могут     быть    использованы индивидуальные и дифференцированные задания.
Индивидуализация здесь связана с характером, темпераментом, интересами учащихся.
Например, какие-то учащиеся любят рисовать. Словами сказать трудно, а рисовать нравиться. Им может быть предложено нарисовать рисунок на какую-либо тему.
-какой ты видишь природу в этом стихотворении?
-нарисуй, что нравиться этому герою.