1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Краеведение на уроках русского языка и литературы

Оглавление

Калмыкова
А.И. Калмыкова, учитель русского языка
и литературы

Малая родина – это не только природа, но ещё
и взаимоотношения, уклад и традиции живущих.
Это и язык, и мечты, и определенные склонности,
вынесенные из самой  земли вместе  с её  солью.
Это «родимые» пятна каждого человека. 
Валентин Распутин.

Современный этап жизни российского образования можно охарактеризовать одним словом – инновации. Но в погоне за новыми формами обучения мы забываем, что мы жители огромной  страны, традиции в которой складывались веками, и, может быть, отступление от них ведет к бездуховности, агрессии, эгоизму, меркантильности наших дней.
В связи с этим все большая ответственность ложится на современную школу, на отечественного педагога. Созданы ли сегодня такие условия, чтобы школа стала настоящим очагом детства, сферой переплетения жизненных интересов маленького человека? Является ли учебный процесс органичным взаимодействием ребенка с учителем, с окружающим миром, с самим собой? Это глубокие социально-педагогические и социально-психологические проблемы. Ведь предназначение современной школы – не просто передать ребенку определенный объем знаний. Важнее привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к другому, к человеческому сообществу и его жизненным ценностям. Как много сегодня зависит от личности самого учителя как носителя, хранителя и создателя образцов общечеловеческой культуры.
В течение ряда лет вырабатывался консервативный взгляд на школу, как на учебное заведение, главной целью которого является функциональная подготовка детей. Мы занимались формированием предметных знаний, в итоге – разрыв между пропагандированием развития и воспитания и его реальным воплощением на практике. Как разрешить это главное противоречие современного образования?
Тесному совмещению образовательных и воспитательных задач способствует использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала.
Работа по теме «Краеведение на уроках русского языка и литературы» включает в себя несколько направлений.

  1. Краеведение на уроках русского языка.  Использование творческих  работ малых форм: изложение-миниатюра и сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение, сочинение-повествование.
  2. Краеведение на уроках литературы. Изучение художественной литературы Дона и о Доне в её внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России.
  3. Элективный курс. «Литературное краеведение». Знакомство учащихся с малоизвестными страницами художественных произведений, с жизнью и творчеством пребывавших или живших на  Дону писателей.

 

Таким образом, краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.
Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.
Хорошо организованные наблюдения, знание и понимание окружающей действительности вызывают у ученика потребность высказаться – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют. В основе работы по теме «Краеведение на уроках русского языка и литературы» лежит принцип личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных возможностей учащихся в обучении. Помимо этого используются проблемно-поисковые технологии и технологии коллективно-творческой деятельности.
Таким образом, использование краеведческого материала создает благоприятную почву для становления и формирования личности ребенка, для расширения и углубления знаний об истории и культуре своего края.
Важнейшее условие результативности работы – сочетание аудиторных и экскурсионных занятий, введение творческих работ и заданий.

Технология описания факторов.

Работа по теме «Краеведение на уроках русского языка» ведется поэтапно.

I этап: Подготовительный. Формирование основ коммуникативной компетенции, привитие интереса к истории родного края (5-6 класс)

На уроках русского языка в 5-6 классах я пытаюсь вызвать интерес к истории нашего края и, конечно же, интерес к предмету. Одной из реальных возможностей усилить коммуникативную направленность уроков русского языка является широкое систематическое использование творческих работ малой формы изложение – миниатюра и сочинение – миниатюра. Работу над данными видами работ я строю на местном материале.
Основное назначение изложений – миниатюр – формирование коммуникативно-речевых умений. Приведу пример такого использования изложения – миниатюры. При подготовке к сочинению-описанию природы по личным наблюдениям использую миниатюру И.С. Соколова – Микитова «Тропинка».
Через поляны, через душистый сосновый бор и веселые березовые перелески вьется лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, разговаривают между собой деревья и меняются времена долгого года.
Много чудес раскрыла перед нами лесная любимая тропинка.
После первого чтения миниатюры школьники определяют тему, основную мысль и стиль текста, делят текст на абзацы, выделяют микротемы, озаглавливают текст и работают над изложением. Работа завершается ответом на вопросы. Сегодня вы узнали о любимой тропинке И.С. Соколова – Микитова. А у вас есть любимая тропинка в лесу (в парке, в саду, в сквере)? В какое время года вы любите гулять по этой тропинке? Какие чудеса она раскрыла перед вами?
У каждого школьника есть знакомая «любимая», «родная», «интересная», «чудесная» тропинка. Ученики описывают тропинки в зимнюю и летнюю пору, рассказывают о встретившихся им «чудесах».
Отвечая на вопросы к тексту, дети используют свои впечатления, наблюдения, свой личный опыт. Мини-изложение может быть использовано как импульс к созданию учащимися их собственного текста и представлять собой начало будущего сочинения. Такие начала сочинений можно придумать множество, используя опять-таки личные наблюдения учащихся, например:

  1. Рядом с дорожкой, по которой вы идете в школу, посажены красивые клумбы с цветами. Они так красивы! Опишите их.
  2. Под окнами школы посажены молоденькие деревца. Пофантазируйте, какими они будут через двадцать лет, какой будет школа!
  3. Зимние морозы, все деревья в серебряном инее. Расскажите о том, какую сказочную картину вы увидели из окна класса.

Все может стать объектом внимания – интересное словесное выражение эмоционального отношения к любому конкретному факту, любому природному явлению. Работая над сочинением – миниатюрой, учащиеся должны постоянно применять полученные ранее знания: излагать фактическую сторону, сохраняя логическую стройность речи, находя нужные слова, используя выразительные синтаксические средства.
Успешно проходит творческая работа по первой строке мастера-писателя, произведение которого доступно для осмысления школьниками. Как разнообразны, например, будут отклики учащихся – сочинения малой формы, подсказанные начальными строками миниатюр М. Пришвина:

Все цветет.
Вошел в мокрый лес.
Осенью в листопад глаза разбегаются.
Ночью выпал снег.
Никогда не поздно посадить деревце.
Стояла на красивом месте лавочка..

Обращение к текстовому материалу, основанному на личных наблюдениях учащихся, расширяет рамки восприятия мира, обогащает речь учащихся.
Эти  устные и письменные виды работ помогают учащимся всматриваться в окружающую действительность, бережнее относиться к казалось бы привычным местам. Уроки русского языка становятся уроками гражданственности и патриотизма.
Любовь к Родине начинается с осознания понятий родина, Россия. Этому посвящен урок-мастерская «Лицо России». Урок проводится после изучения темы «Имя прилагательное» с целью проверки умения учащимися использовать в своей речи имена прилагательные как средство выразительности.
Любовь к Родине невозможна без любви к своей малой родине. Тема «Лексика», изучаемая в 6 классе, позволяет вызвать интерес к истории нашего края, расширять их кругозор. На уроках используется  материал по говорам края, ребята составляют словарь донских диалектов, делают иллюстрации предметов обихода донских казаков, составляют связные тексты, проводят тестовые работы. В конце изучения темы проводится урок – экскурсия  «В гостях у бабушки  Нюры». Каждый урок наполнен живой речью, интересным материалом. Урок из обычного становится уроком-исследованием, уроком – диалогом. В основе же лежит краеведческий материал.
Вызвать интерес к родному краю помогают и сочинения. 5 класс «Памятный день летних каникул», 6 класс «Что вы видите из окна вашего дома (школы?)», сочинения-описания по личным впечатлениям.

II этап: Практический. Закрепление навыков коммуникативной компетенции, использование личных наблюдений, жизненного опыта (7-8 класс).

В 7-8 классах работа по развитию речи продолжается. В 7 классе дети пишут сочинения «Я сижу на берегу реки», «Люби и охраняй природу своего края!», в 8 классе «Моя улица», «Одна из достопримечательностей нашего города», Описание памятника». Эти работы заставляют учащихся внимательнее присмотреться к улицам, домам родного города, узнать его историю.
Очень интересно проходят уроки по развитию речи над сочинением «Описание памятника» (8 класс), урок сопровождается экскурсией по городу, рассматриванием фотографий, ознакомлением с историей создания памятников нашего города. Итогом являются интересные работы учащихся, в которых по-детски наивно звучат голоса ребят о необходимости беречь память нашего города.
Хочется отметить, что использование краеведческого материала позволяет делать уроки интереснее, оживленнее.
Но история родного края – это и история жизни людей, которые тебя окружают. Работы по развитию речи в 8 классе «Ветераны войны рассказывают о себе»;  «Сочинение о человеке, который чем-то привлек вас, показался вам чем-нибудь интересным» позволяют опереться на жизненные впечатления детей, иногда даже заняться исследовательской работой.
Еще одной творческой формой работы  с учащимися, прививающей устойчивый интерес к истории  родного края, может служить урок – экскурсия «Покровская церковь». Обычно этот урок приурочен к Покрову дню и  дню города. Учащиеся знакомятся с историей создания церкви, материал затем используется на уроках русского языка. Это может быть и запись отдельных предложений, и составление связных текстов.
Все эти виды работ способствуют коммуникативной направленности уроков русского языка и готовят школьников к успешной сдаче экзамена в форме изложения с элементом сочинения. На уроках развития речи в 7  и 8 классах подбираются тексты, работая над изложением которых учащиеся используют свои наблюдения, свой жизненный опыт.

III этап:  Аналитический. Овладение речевой компетенцией (9 класс).

На уроках развития речи в 9 классе учащиеся работают над изложением с элементами сочинения. Обучающиеся, как правило, не любят, чтобы такая работа была неожиданной. Поэтому задолго до изложения объявляется его тема и ведется подготовительная работа. Учащимся объявляется тема элемента сочинения, слушается материал, делаются записи в тетрадях. Часть заданий к текстам контрольных изложений опирается на знание истории родного края, особенностей жизни региона:
Т.30. (II) Расскажите об истории названия вашего города (села, деревни);
Т.68. (II) Расскажите об улице вашего детства;
Т.45. (I)  Ответьте  на вопрос: «Из чего вырастает огромная человеческая любовь к Родине?»
В ходе работы учащиеся подбирают и накапливают дидактические материалы, позволяющие подготовить школьников к успешной сдаче государственного экзамена по русскому языку.
Таким образом, использование краеведческого материала на уроках русского языка позволяет отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи, развивать коммуникативные умения школьников.  
Работа по теме «Краеведение на уроках литературы» ведется поэтапно в соответствии с региональным компонентом стандарта литературного образования:
5-9 класс – «Фольклор»; «Древнерусская литература»; «Русская литература XVIII века»; «Русская литература XIX века»; «Русская     литература  XX века»;  «Мир детства в литературе  XX века»; литературная критика.
10-11 класс – «Русская литература XIX века»; «Литература XX века».

I  ЭТАП:  -   5 - 9  классы

На уроках литературы в 5 классе изучаются жанры донского фольклора, предания и легенды казаков-некрасовцев, казачьи народные сказки, «Сказки Тихого Дона» П.В. Лебеденко.
Итоговой работой является внеклассное занятие: «Здравствуй, сказка донская!» Цель данного мероприятия - познакомить учащихся с биографиями авторов изучаемых произведений, историей их создания, темой, авторским замыслом.
Внеклассное занятие включает в себя разгадывание кроссворда, знакомство с особенностями жизни на Дону, инсценирование сказок, литературную игру, викторину, прослушивание казачьих песен. Яркое эмоциональное восприятие текстов сказок позволяет сформировать представление о казаках как о сильном, гордом, отважном народе, бережно относиться к литературному и культурному наследию своих земляков.
Изучение творчества А.С. Пушкина невозможно без страниц посвященных донской земле, ведь пролог к поэме «Руслан и Людмила» напоминает места, связанные с поездкой   А.С. Пушкина к Азовскому морю. Учащиеся читают стихотворения «Дон», «Калмычке»; знакомятся со стихотворениями  В.А.Жуковского  «Ты видел Дона берега»; Н.Г. Огарева «Дон»; А.В. Кольцова «По-над Доном»,  сравнивают, сопоставляют их и приходят к выводу, что с историей нашего края  связана судьба многих известных писателей и поэтов.
Пребыванию А.С. Пушкина на Дону посвящен урок:  «Вместе с А.С.Пушкиным по батюшке Дону».
Урок–путешествие готовится заранее совместно с детьми. Ведущие урока: поэт,  историк, документалист. Учащиеся узнают о пребывании А.С. Пушкина в Таганроге,  Ростове, Новочеркасске, Аксае, Азове. Урок знакомит ребят с литературной летописью Дона, пробуждает в них живой интерес к жизни родного края.
В 6 классе учащиеся знакомятся с донскими страницами в рассказах А.П. Чехова.
В 7 классе – с произведениями М.А. Шолохова «Федотка», «Алешкино сердце; П.Яковлева «Первый ученик».
В 8 классе обращается особое внимание на казачьи песни, донские былины, страницы летописи, посвященные донской земле.
Девятиклассники – переживают судьбы героев М.А. Шолохова, В.А. Закруткина, А.В. Калинина в неразрывной связи с историей страны, историей родного края. Итогом изучения данных произведений является написание сочинений,  отзывов,   проведение викторин,   конференций,  предметных недель.
Этнографический материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми находит горячий отклик в сердцах детей.

II ЭТАП   -  10-11 классы

Учащиеся 10-11 классов продолжают изучение литературы Дона и о Доне, что воспитывает чувство патриотизма, любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, развивает читательскую культуру и потребность в самостоятельном чтении художественной литературы Дона и о Доне.
Произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, К.Д. Бальмонта, М.И. Цветаевой, А.И. Солженицына, А.В. Калинина, М.А. Шолохова расширяют эстетический кругозор учащихся через формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и донской литературы. Создают представление о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру Донского края.
Особенно интересны уроки по изучению романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». Учащихся поражает широта охвата событий, глубина постижения исторических процессов, полная  картина сложного, противоречивого пути донских казаков. На уроках рассматривается богатство, яркость, многоцветность языка, специфика художественного строя романа.
Статьи и книги В.К. Закруткина  «О неувядаемом»; А.В. Калинина «Вешенское лето», П.Лугового «С потом и кровью» показывают значение творчества М.А. Шолохова в русской и мировой литературе. Интерес к творчеству писателей-земляков находит отражение в творческих работах: «Казаки в моей семье», «Генеалогическое древо моей семьи», «История Дона в жизни моей семьи». Сочиненияотзывы,  рефераты  совершенствуют умение философского и культуроведческого осмысления, философского анализа и интерпретации литературных произведений.
Так в 2004-2005 г. выпускница 11 класса работала над рефератом «Образы женщин-казачек в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Данный реферат содержал исследовательский материал об особенностях  женских образов в романе, о воплощении в них лучших черт национального характера.

III ЭТАП:    Предпрофильное и профильное обучение.

Интерес к донской литературе нашел воплощение и во внеурочной работе. Учащиеся 9-х классов работают по программе элективного курса:  «Литературное краеведение». Цель данного курса – познакомить учащихся с малоизвестными страницами художественных произведений.
Учебно-тематический план предполагает знакомство с произведениями  А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, писателей-краеведов Дона, учит находить в художественных текстах от «Слова о полку Игореве» до современных произведений, яркий след донской земли, то есть совокупность литературно-исторического, географического, природно-климатического, а также приметы языкового характера.
Отдельной страничкой в изучении литературного краеведения являются уроки, посвященные землякам-константиновцам. В нашем городе жили и работали писатели Константин Тренев, Петр Краснов, Виталий Каверин, Никандр Чесноков, Евграф Савельев, Павел Маринец, Петр Шумский. Именно благодаря им, слава о Константиновске разнеслась по городам и весям России.
Подготовка учащимися сообщений, докладов, сочинений, организация выставок краеведческой литературы, выпуск стенгазет, альбомов свидетельствует об интересе ребят к истории родного края, его культуре и литературе.
Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.