1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Педагогический калейдоскоп № 2-2008

Оглавление

Л.Н. Назарова, классный руководитель
7 «Б» класса

Классный час

«Почему  необходимо  заботиться  о  своем  здоровье»
 (2-3  ступень обучения  

 «Возьмемся  за  руки  друзья,
Чтоб  не  пропасть  поодиночке»
Булат  Окуджава

Цель:  обсудить  необходимость  заботы  о  собственном  здоровье.
                                            
Задачи:
1. Помочь  осознать,  что  «здоровье – величайший  дар  природы».
2. Обсудить  элементарные  правила  ЗОЖ.

Материалы:
Листы  бумаги  (формат  тетр.  лист:  ? А-4),  фломастеры, карандаши,  5  листов  ватмана.

ХОД    ЗАНЯТИЯ:

I.  Энергизатор
Задание:  с  закрытыми  глазами  сложить  листок  пополам,  разгладить по  линии  сгиба,  оторвать  кусочек  листа  на  линии  сгиба.  Опять  сложить  пополам  и  все  действия  повторить  3  раза.
Вед. : «Откройте  глаза,  разверните  листок,  посмотрите,  что  у  вас  получилось?» Покажите  и  остальным  свой  лист.
Вывод:  Нет  одинаковых  листов,  каждый  получил  свой  вариант,  хотя  все  выполняли  одно  и  тоже  задание.
Вед.: Вот так же  каждый  по-своему  воспринимает  и  мир,  в  котором  он  живет. Одному  в  нем  интересно:  он  полон  сил,  энергии,  здоровья.  Другому  скучно:  он безвольный,  апатичный,  больной.

II.  Мозговой штурм
Вопрос: «Нужно  ли  заботиться  о  своем  здоровье»
ДА                                                              НЕТ
(3 минуты  на  обдумывание аргументов)

Выслушать  по  кругу  всех  по  одному  аргументу.   Записать на  листе  ватмана.   Дописать  те,  которые  не  записали,  опросив  дополнительно  желающих.
Вывод  учителя.

III.  Мини – лекция
Нужно  ли  человеку  быть здоровым?

Одинокая  живая  пылинка – это  наша  планета  Земля.  Земля – одуванчик.  Жизнь  человека – единственного  разумного  живого  существа – не  вечна.  Каждый  человек  неизбежно умрет:  один – раньше,  другой – позже.  Сроки  жизни  для  человека  неопределенны.  Но  всякая  ранняя  смерть – трагедия.  Чтобы  продлить  долгую  и  счастливую  жизнь,  нужно  научиться  ценить  и  беречь  природу,  как  ничем  незаменимую  среду  жизни  и  колыбель  человечества. 
Кроме  природной  среды  здоровье  и  долголетие  человека  определяют  условия  его  труда  и  жизни,  поэтому  со  школьной  скамьи  важно  осваивать  научную  и  духовную  культуру  своего  народа.  И,  конечно,  только  здоровый  образ  жизни  способствует  реализации  всех  возможностей,  предоставляемых  природой человеку.
Человек,  однако,  легкомысленно  относится  к  своему  здоровью.  Одной  из  веских  причин  такого  отношения  к  собственному  здоровью  можно  считать  достижения  современной  медицины  и  некоторое  несоответствие  между  высоким  уровнем  благосостояния  и ростом  культуры  населения.  Бесплатная  медицинская  помощь,  доступная  в  любой  час  дня  и ночи,  в  крупном  городе  и  на  таежном  прииске,  высокоспециализированная  и  квалифицированная,  безотказная  и  многообразная  (поликлиники,  санатории)  с  одной  стороны – положительно  отразились  на  здоровье  человека,  но  с  другой  притупило  у  людей  страх  перед  болезнью.  Второй  важной  причиной  бездумного  отношения  к  собственному  здоровью  можно  считать  недостаточную  убежденность  в  неотвратимости  наказания  за  совершенное  против  здоровья «преступление».
Человеку  кажется,  что  плохое  может  случиться  с  кем  угодно,  но  только  не  с  ним.  Мало  ли,  что  кто-то  умер  от  сахарного  диабета  или  ожирения,  разбился.  Он  просто  был  неудачником,  неумекой,  несчастливым.  А  я  везучий,  со  мной ничего  плохого не случится.  Я  сумею  «выкрутиться»…   А  вот выкрутиться-то  часто  и  не  удается.  Третьей  причиной  является  ясное представление  перспективы.  Многие  рассуждают,  буду  я  беречь  здоровье  или  не  буду,  но  раз  средняя  продолжительность  жизни  в  стране  72-76  лет,  то  и  я  доживу  как  минимум,  до  80  лет.  Конечно,  это  лишь  немногие причины,  но  следить  за  своим  здоровьем – главная  задача  человека.  Может сложиться  впечатление,  что  сохранение  и  приумножение  здоровья – дело  не только  трудоемкое,  но  и  безрадостное.  Но  ведь это – глубочайшее  заблуждение.  Ведь  никто  не  требует  отказываться  от  радостей  полноценной  жизни.  Есть такой  афоризм:  «Жить хорошо.  А  хорошо  жить  еще  лучше».  Суть  этого  афоризма  сводится  к  тому,  что  любая  жизнь лучше  смерти,  но  хорошая  жизнь – лучше  просто  жизни.  А  вот  для  того,  чтобы  жизнь  стала  хорошей,  нужно  здоровье.  А  чтобы  быть  здоровым  нужно  этого  хотеть.
Выясняя,  от чего  зависит  здоровье  человека,  оказалось,  что  если  принять  условно  уровень  здоровья  за  100%,  то  20%  зависит  от  наследственных  факторов,  20% - от внешнесредовых  условий,  т.е.  от экологии,  10% - от  деятельности  системы  здравоохранения.  А  что  же остальные  50%?  Оказалось,  они  зависят от  самого  человека,  от  того  образа  жизни,  который он  ведет.
Самый  бесценный  дар  Природы  человеку – здоровье.  И  как  же  горько  сознавать, что  человек  вместо  благодарности  за  этот дар  на  протяжении  многих  лет  всячески  растаптывает  его,  уничтожая  и  коверкая.  Увы,  раскаяние  приходит,  как  правило,  к  старости,  когда  сберегать приходится  крохи,  жалкие  остатки,  да  и  не  сберегать,  а  выправлять  свои  же  ошибки,  искать  свои  же  потери,  пытаясь  приостановить  болезни.  Чаще  всего  человек  болеет  от  лени  и  жадности,  но,  иногда,  и  от  неразумности.
Мы  плохо  питаемся,  мало  занимаемся  спортом,  пьем  всякую  дрянь  и  беспрерывно  курим.  На  нашу  страну  «проклятой  ордой»  обрушились  все  возможные  глобальные  проблемы  человечества  в  целом:  СПИД,  наркомания,  алкоголизм,  табакозависимость,  экологии  и  др.
Эти  страшные  цифры  и  факты  должны  траурной  телетайпной  лентой  пройти  в  сознании  каждого  человека независимо  от  его  возраста:
1. В  международном  антинаркотическом  центре  в  Нью-Йорке  существует документ подтверждающий: На  Земле  1000000000  наркоманов!
2. Пьянство «омолаживается»:  если  в  1925  году  пьющих  в  возрасте  до  18  лет  было  16,6%,  то  в  последние  годы – 95%.
71%  алкоголиков  умирает  в  возрасте  до  50  лет,  из  них    половину  составляют  лица  в  возрасте  35-45  лет.
Распространяется  пивной алкоголизм.  За  2002 год  число  несовершеннолетних,  употребляющих  пиво  и обратившихся  в  наркологические  учреждения  в  7  раз  превысило  показатель  аналогичного периода  2002 года.  Большинство  из  них – подростки  16-17  лет,  имеющие  3-5-летний    стаж  употребления  пива.  Их  средняя  доза  составляет  3  л.  и  более,  в  переводе  на  водку  400 мл.  в  день.
3.  За  последние  10  лет  умерло  от  СПИДа  около  3000000  человек.  Болезнь  распространяется  в  геометрической  прогрессии.  СПИД  не  случайно  называют  «чумой  XX  века».  Такое  сравнение  связано  с  быстрым  распространением,  тяжелым  лечением  и  высокой  смертностью.
Борьба  со  СПИДом  не  соответствует  темпам  распространения.
4. Курят  люди  в  силу  привычки,  традиций  и  потому,  что  хорошо  отлаженная  работа  табачных  компаний.
Выкуривая  1  пачку  табака  (20г.)  помни:  в  организме  образуется:
0,0012 – синильной  кислоты
0,0012 – сероводорода
0,22 – пиридиновых  соединений
0,18 – никотина
0,64 – аммиака
0,92 – оксида  углерода
более  1 г. – табачного  дегтя  и  еще  более  4000  веществ.
Особо  опасные  смола – вызывает рак  легких,  оседая  в  дыхательных  путях;  оксид  углерода – вытесняет  кислород  из  тканей, обрекая  на  голодание  сердце  и  легкие;  цианистый  водород – уничтожает  «реснички»  бронхов;  мышьяк  и  др. 
Кто  сейчас  не  знает,  что курение, алкоголь  и  все  другие  виды  наркотиков  подрывают  здоровье  не  единиц,  а  стали  бичом  века?   Кто не  слышал  о  СПИДе  и его  страшных  последствиях?  О  стремительном  распространении  туберкулеза  и  сифилиса?  Найти  от  этих  болезней,  не попадать под  лживое  обаяние  назойливой  рекламы,  не  примыкать  к  отупевшему  стаду  курильщиков  и  выпивох, помнить о  простых  правилах  гигиены  может  каждый.  Каждый,  у  кого  есть  разум,  воля  и  желание  устроить  свою  жизнь,  руководствуясь  правилами  здорового  образа  жизни.
(Раздумья  академика  Н.М.  Амосова  о здоровье).
1. В  большинстве  болезней  виноват  сам   человек.  Он  болеет  от  лени  и  жадности,  но,  иногда,  и  от  неразумности.
2. Не  надейтесь  на  медицину.
3. Чтобы  быть  здоровым,  нужны  собственные  усилия,  постоянные и  значительные.
4. Величина  любых  усилий  определяется  стимулами, стимулы – значимостью  цели,  временем  и  вероятностью  ее  достижения.  И  очень  жаль,  но  еще  характером.
5. Для здоровья одинаково  необходимы  4  условия:
физические  нагрузки,  ограничения  в  питании,  закалка, время  и  умение  отдыхать.
6. Природа  милостива:  достаточно 20-30 минут  физкультуры в  день но    такой,     чтобы    задохнуться,     вспотеть    и     чтобы     пульс  участился  вдвое.
7. Не  переедать.  Разумно  питаться.
8. Уметь  расслабляться – наука, но  к  ней  нужен  еще  и  характер. Если  бы  он  был!
9. О  счастливой  жизни.  Говорят,  что  здоровье – счастье  уже  само  по  себе.  Это  неверно:  к  здоровью  так  легко  привыкнуть  и 
перестать его  замечать.

IV.  Ролевая  игра  «Распространение  инфекции»

Каждый  участник  получает  ?  часть  тетрадного  листа.  У  одного  на  листе  стоит  «+»,  у  трех – буква  «В».  У  трех  на  листе  написано  «Оставаться  на  своем  месте,  ни  с  кем  не  разговаривать,  ничего  никому  не  подписывать».    У  остальных  чистые  листы.  Попросить  каждого  участника  получить  3  автографа  на  этом  листочке.  Затем  попросить  всех  занять  свои  места.  Попросить  встать  того,  у  кого  «+»,  кто  получил  у  него  подписи,  кто  у  этих  получил  подписи…   Сесть  тех,  у  кого  стоит  буква  «В».  Они использовали  средства  защиты  от  инфекции.
Вывод учителя.

V.  Работа  в  группах

Ведущий раздает задания  на  листках для каждой группы  (выбор  ведущего,  хронометриста,  оформитель,  докладчик).
1 группа   «10  способов  веселья  без  алкоголя, табака, наркотиков»
2 группа  «10  способов  снятия  стресса»
3 группа  «Реклама  безалкогольного  коктейля»
4 группа  «10  способов  защиты  от  вредных  привычек»

Защита   проектов.

VI.  Заключительное  слово  учителя

Здоровье – самое  дорогое,  что  есть  у  каждого  из  нас.  Вдвойне  дороже  нам,  взрослым,  здоровье  наших  детей.  Как  помочь  вам  быть здоровыми?  Как  сохранить  здоровье  детей  при  тяжелейших  нагрузках  в  школе?   Как  воспитать  в  вас  самостоятельное  стремление  к  ЗОЖ?  Эти  вопросы  волнуют  каждого  учителя,  родителя?

Этим  единым  классным  часом  мы  открываем  серию  занятий,  которые  помогут  нам  с  вами  найти ответы  на  эти  вопросы.