Оглавление
Некоз Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г. Константиновск
Данный урок проводится учителем в 9 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова. В ряду уроков, отведенных на изучение романа «Герой нашего времени», данный урок второй. Методика рассчитана на 1 час по данной теме.
Урок проводится по интерактивной методике. Для этого необходима подготовка: парты отодвигаются в сторону, стулья ставят полукругом, чтобы общение и диалог учителя с учениками проходил в максимально комфортной и непринужденной обстановке.
Оборудование: Раздаточный материал, сборник М.Ю.Лермонтова
Воспитательная цель:
Воспитание гражданской позиции учащихся: уметь отвечать за свои поступки перед собой и обществом.
Образовательная цель:
Помочь учащимся разобраться в загадках образа Печорина.
Развивающая цель:
Развивать у учащихся способность анализировать, обобщать и делать выводы; аргументировать свой ответ; делать обоснованный выбор.
Цели обучения здоровью:
Развитие самосознания, ответственного отношения за свою судьбу и судьбу (здоровье) близких людей.
Ход урока
I. Организационный момент
Для создания ситуации успеха, включения всех учащихся в беседу, учитель создает эмоциональный настрой, задав ребятам вопрос: «Что вы ждете от сегодняшнего урока?» (Возможные ответы: «Разобраться в прочитанном», «Пообщаться с друзьями», «Высказать свою точку зрения» и др.)
II. Предкоммуникативный этап
1) Вступительное слово учителя (мини-лекция):
- Сегодня на уроке мы поговорим с Вами о самом прекрасном, что есть на земле – о любви! Сколько поэтов и писателей воспело в своих произведениях это удивительное чувство!
Я вас люблю, хоть я бешусь,
Хоть это труд т стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней,
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей…
(А.С. Пушкин)
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
(М.Ю. Лермонтов)
Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год;
если бы время мелочить, дробя;
мне даже синий небесный свод
кажется каменным без тебя.
(Н.Н. Асеев)
- Любовь – поистине великое чувство. Оно окрыляет человека, вознося его с небес, и низвергает в адово пламя низменных страстей.
Во все времена люди любили, любят, и будут любить. Без любви жизнь не имеет смысла, стержня, цели, будущего.
- Ребята, а у вас слово «любовь» с чем ассоциируется? Напишите 3 слова – ассоциации, которые у вас возникают с этим словом. (Учащиеся записывают на листочках по 3 слова, например: «радость», «ответственность», «переживания»).
- Прочитайте только 1 понятие, которое вы считаете самым важным, и объясните свой выбор. (Учащиеся по - очереди «озвучивают» свои ассоциации).
- Да, действительно, любовь является главной и неотъемлемой частью нашей жизни. И по тому, как человек относится к этому чувству, готов ли пожертвовать собой во имя любимого человека, мы можем судить о силе его характера, о свойствах натуры: какой он - эгоист или способен составить счастье любимой женщины.
Практически все писатели – классики «проверяют» своих героев через испытания любовью (вспомним, это и А.С. Грибоедов (Чацкий – Софья), и А.С. Пушкин (Евгений Онегин и Татьяна) и другие).
- Сегодня нам предстоит проанализировать роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Дать свою оценку и толкование некоторым поступкам и поведению Григория Печорина. Остановимся на главе «Бэла».
III. Коммуникативный этап
1) Беседа на восприятие текста:
- Как вы думаете, а Печорин любил Бэлу? (Объясните свою точку зрения)
- Какое чувство толкает его на то, чтобы он выкрал девушку?
- Понимал ли Печорин, какое будущее ожидает Бэлу, ее семью?
- Как сложились взаимоотношения с Бэлой у Печорина?
- Почему, добившись ее расположения, он через некоторое время стал покидать ее, уезжая на охоту?
- Как Печорин отнесся к смерти Бэлы?
(вспомните рассказ Максима Максимовича, прочитайте фрагмент, дайте свое толкование поступкам Печорина)
2) Вывод:
- Так, каким предстает перед нами Печорин? (Противоречивым, неоднозначным человеком)
- Вспомните портретное описание Печорина, данное Максимом Максимовичем, поступки героя, его монологи, диалоги (по главе «Бела»). Составим таблицу:
Характер Печорина
(1 ученик работает у доски, остальные – в тетради)
Положительные черты характера |
Отрицательные черты характера |
Вопрос |
Бесстрашие, смелость
Щедрость
Способность на пылкое, глубокое чувство
Доброта, внимательное отношение (при желании) к другому человеку |
Авантюризм
Непостоянство
Быстрая смена настроения
Эгоизм
Равнодушие |
Что толкает Печорина на такие поступки?
(скука, неудовлетворенность жизнью) |
- В чем же загадка образа Печорина? Попробуйте ответить на вопрос, сопоставляя 1 и 2 колонки таблицы.
(Это противоречивая личность, не умеющая сострадать, человек, привыкший исполнять только свои желания. Однако такая оценка неполная, так как Печорину присущи грусть и безысходность.)
IV. Ролевое моделирование (работа в группах КО - кооперативного обучения)
- Скажите, а как автор относится к своему герою (одобряет или осуждает его)? (Вспомните предисловие романа – последний абзац)
- А вы, читатели, можете однозначно ответить: положительный или отрицательный герой Печорин, преступник он или жертва обстоятельств? ( Учащиеся высказывают свою точку зрения).
Попробуем сымпровизировать мини-суд и вынести свой вердикт: виновен или не виновен Печорин в гибели Бэлы.
Для этого необходимо разбиться на 5 групп.
- Кто готов осудить Печорина, быть его обвинителем – 1 группа («Прокурор»)
- Кто почувствовал состояние Бэлы и готов поддержать ее – 2 группа («Потерпевшая»)
- Кому понятен образ Максима Максимыча? (Это, по сути, взгляд на Печорина со стороны) – 3 группа («Свидетель»)
- Кто смог разобраться в причинах поведения Печорина и сможет объяснить его поступки – 4 группа («Обвиняемый»)
- Те, кто не выбрал себе ни одну из данных групп, предлагаю быть судьями – 5 группа («Присяжные заседатели»)
Уч-ся расходятся по группам и получают задание (См. приложение).
Время для обсуждения проблемы 7 – 10 минут.
Учитель назначает «ведущего» в каждой группе, чтобы тот мог вовлечь в работу всех участников своей группы. (В некоторых классах возможно такое назначение самими учащимися).
После обсуждения в группе учащиеся всех групп выступают, объясняя свой выбор.
Учитель направляет беседу.
Вывод:
- Чувствует ли Печорин ответственность за судьбы близких людей?
- Может ли настоящая любовь быть отделена от чувства ответственности за другого человека?
- Что такое ответственность, как вы понимаете? (В толковом словаре слово «ответственность» трактуется так (учитель зачитывает): «… необходимость, обязанность отдавать отчет в своих действиях, поступках»). Прокомментируйте это толкование.
V. Посткоммуникативный этап
1) -Мы в своей жизни испытываем чувство любви по отношению ко многим людям. К кому? (К родителям, детям, друзьям, даже кошкам и собакам, и конечно же, существует самое сильное проявление этого чувства - любовь между мужчиной и женщиной).
- Должны ли мы отвечать за тех, кого любим, и кто нас любит? Почему? (Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим»). --- - Какие выводы вы сделали для себя, прочитав главу «Бела»
2) Рефлексия:
- Давайте, ребята, составим Синквейн к слову «любовь» (работа по группам)
Синквейн – это 5 строчный стих, основанный на ассоциациях:
1 стр.- существительное, которое дает учитель
2стр. – 2 прилагательных - признак этого существительного
3 стр. – 3 глагола - действие этого существительного
4 стр. – законченная фраза из 4 слов
5 стр. – синоним к 1 существительному
(Например: Любовь
Счастливая, радостная
Окрыляет, помогает, созидает
Это самое лучшее чувство
Счастье)
3) Энергизатор (де – ролизация, помогает школьникам выйти из данного эмоционального состояния) «Ладошки»: учащиеся становятся в круг, поднимают к груди руки ладошками вверх, 4 человека находятся внутри круга, обходят всех, слегка касаясь рук товарищей: «Чьи ладошки самые теплые; самые холодные?»
4) Дорисуй улыбку на мордашке
- С каким настроением вы уходите с урока?
- урок понравился, настроение хорошее, приподнятое
- настроение обычное, урок «не задел»
- устал, было не очень интересно
- До свидания!
- Спасибо за урок!
Домашнее задание: прочитать главу «Княжна Мэри»
Приложение
Задания группам КО
1 группа Прокурор
Постарайтесь представить обвинение Печорину в свете тех событий, которые произошли в главе «Бэла».
- Причиной каких несчастий стал Печорин?
(Вспомните, что произошло с Бэлой, ее отцом, братом Азаматом, Казбичем, как чувствовал себя Максим Максимыч во всей этой истории).
- Представьте обвинения по каждому пункту (сформулируйте их).
2 группа Потерпевшая (Бэла)
- Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина? Обоснуйте их.
(Вспомните, как ведет себя Печорин, пытаясь добиться вашего расположения; долго ли длилось ваше счастье; как поступает П., охладев к вам; какие чувства вы испытываете?)
Перечитайте диалог между Бэлой и М.М. («Одно утро захожу к ним…»)
3 группа Свидетель (Максим Максимыч)
- Свидетелем какого происшествия вы стали? Что можете сказать о взаимоотношениях П. с Бэлой? Как он ведет себя после ее смерти?
- Выскажите свою точку зрения по поводу случившегося несчастья.
4 группа Обвиняемый (Печорин)
- Что вы можете сказать в свою защиту?
- Считаете ли Вы себя виноватым в смерти Бэлы, ее отца, испорченной жизни Азамата и Казбича?
- Какие чувства вы испытываете к М.М.
(Возьмите в качестве опоры монолог Печорина со слов «У меня несчастный характер…»
- Как оценивает себя герой? Кого обвиняет, что таким стал?)
5 группа Присяжные заседатели
- Считаете ли вы виновным Печорина в смерти Бэлы, ее отца, в загубленной и разрушенной жизни Азамата и Казбича?
- Вынесите свой вердикт: виновен ли Печорин или нет (выбор обоснуйте).
Раздаточный материал
1 группа Прокурор
Постарайтесь представить обвинение Печорину в свете тех событий, которые произошли в главе «Бэла».
- Причиной каких несчастий стал Печорин?
(Вспомните, что произошло с Бэлой, ее отцом, братом Азаматом, Казбичем, как чувствовал себя Максим Максимыч во всей этой истории).
- Представьте обвинения по каждому пункту (сформулируйте их).
2 группа Потерпевшая (Бэла)
- Какие обвинения вы можете выдвинуть против Печорина? Обоснуйте их.
(Вспомните, как ведет себя Печорин, пытаясь добиться вашего расположения; долго ли длилось ваше счастье; как поступает П., охладев к вам; какие чувства вы испытываете?)
Перечитайте диалог между Бэлой и М.М. («одно утро захожу к ним…»)
3 группа Свидетель (Максим Максимыч)
- Свидетелем какого происшествия вы стали? Что можете сказать о взаимоотношениях П. с Бэлой? Как он ведет себя после ее смерти?
- Выскажите свою точку зрения по поводу случившегося несчастья.
4 группа Обвиняемый (Печорин)
- Что вы можете сказать в свою защиту?
- Считаете ли Вы себя виноватым в смерти Бэлы, ее отца, испорченной жизни Азамата и Казбича?
- Какие чувства вы испытываете к М.М.
(Возьмите в качестве опоры монолог Печорина со слов «У меня несчастный характер…»)
- Как оценивает себя герой? Кого обвиняет, что таким стал?
5 группа Присяжные заседатели
- Считаете ли вы виновным Печорина в смерти Бэлы, ее отца, в загубленной разрушенной жизни Азамата и Казбича?
- Вынесите свой вердикт: виновен ли Печорин или нет (выбор обоснуйте).
|