Оглавление
Образовательная программа «Школа 2100».
Учебник «Математика» Козлова С.А.
1 класс
Кондратьева Елена Александровна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 г. Константиновска
Основные цели:
- помочь усвоить правила разностного сравнения чисел, ввести схему из отрезков для моделирования задач на разностное сравнение.
- учить записывать условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы
- закрепить вычислительные навыки в пределах 10.
Одно из направлений начального обучения математике – отработка умения решать простые арифметические задачи. К наиболее трудным видам таких задач относятся задачи на сравнение двух чисел с помощью вычитания (на разностное сравнение). Возникающие у учащихся затруднения в их решении можно объяснить следующими причинами:
- идентичность вопросов «на сколько больше» и «на сколько меньше?», требующих, не смотря на их внешнее различие, выбора одного и того же действия-вычитания;
- сложившийся у детей к моменту введения этих задач стереотип мышления, основанный на противопоставлении отношений «на ……. больше» и «на ……. меньше; если в задаче сказано «на …….. больше», надо складывать, а если « на ……. меньше» вычитать.
Для обеспечения большей сознательности в выборе арифметического действия вычитания, я предлагаю иной подход к введению задач на разностное - сравнение применение практических операций с величинами (урок в 1 классе по программе «Школа 2100»).
I. Актуализация знаний и постановка проблемы
( на доске рисунки бабочек и цветов)
Учитель |
Учащиеся |
Сравните количество цветов и бабочек |
-Одинаково, поровну |
- Как это можно записать математическим выражением? |
- 3=3 |
-А теперь попробуйте изменить мой рисунок так, чтобы количество бабочек отличалось от количества цветов |
-Испытывают удивление (но быстро находят различные варианты) |
-Сколько получилось решений. Кто прав? |
Учащиеся делают вывод о том, что выполнить это задание можно различными способами.
1-й способ уменьшить количество цветов на один. |
-Молодцы (анализируем 2-й способ) |
2-й способ увеличение цветов на 2 . |
-Вспомните, без этих двух цветов по отношению к бабочкам было сколько? |
Столько же! |
-Подумайте |
Цветов стало больше на 2. |
-Что же значит на 2 больше? |
-Столько же и еще 2. |
-А на 2 меньше? (побуждение к формированию проблемы) |
-Столько же, но без 2. |
-Учитель добавляет большое количество бабочек и цветов
(на доске получается)
Бабочки Цветы
-Достанется ли каждой бабочке по цветку? |
- Дети пытаются ответить на данный вопрос, устанавливая взаимно- однозначное соответствие между множеством цветов и бабочек.
-Удивление |
-Почему не получается?
-В чем затруднение? |
-Число слишком большое. |
-И в этом случае можно узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. Но этот способ вы должны вывести сами сегодня на уроке. |
|
III. Совместное «Открытие знаний»
Учитель |
Учащиеся |
Учитель показывает классу белую и черную ленты |
|
-Какая лента больше, а какая меньше? |
-На глаз видно, что белая лента длиннее. |
-Докажите, что белая лента больше.
-Как это сделать? (учитель по предложению ребят накладывает черную ленту на белую) |
- Наложить одну ленту на другую. |
-Почему вы думаете, что белая лента больше? |
-Потому что она такая же, как черная и еще остается. |
-Покажите, на сколько белая лента больше черной. |
-Вызванный ученик показывает на незакрытую часть белой ленты. |
-У меня есть ножницы. Как нам отдельно показать, на сколько белая лента больше черной? |
-Тот же ученик отрезает незакрытую часть белой ленты. |
- Что показывает эта часть белой ленты? |
- На сколько белая лента, больше, чем черная. |
- А еще что она показывает? |
- На сколько белая лента больше, чем черная. |
-А еще что она показывает? |
- На сколько черная лента меньше, чем белая. |
-А как мы это нашли? |
-От белой ленты отрезали длину черной ленты и взяли остаток. |
-Скажите. Ребята, а без ножниц могли бы узнать, на сколько одна полоска больше другой |
-Одни предлагают оторвать часть черной полоски.
-Другие решить ее действием вычитания. |
-Обо всем, что мы с вами делали с полосками, можно рассказать на математическом языке. |
-Удивление учащихся. Как? |
Сейчас узнает. Итак, белая полоска - количество цветов.
-А это сколько? |
-Учащиеся обращаются к рисунку легко отвечают - 6.
- 4 –говорят хором. |
-Верно, пишем |
|
-А черная?
-Количество цветов.
-А это сколько? |
|
-Умницы! Вы очень внимательны |
|
-Так как же узнать, на сколько 6>4 или 4<6? |
-Учащиеся сразу дают ответ. |
-Какое, будем использовать арифметические действия? |
-Вычитания (6-4=2). |
-Сделаем вывод: чтобы узнать, на сколько одно число > или < другого, нужно. |
-Из большего вычесть меньшее. |
IV. Первичное закрепление
С. 44 № 3
Учитель |
Ученик |
- Прочитать задание (написано: Расскажите, как Петя нашел разность между длинами отрезков |
Читают, отвечают на вопросы
|
V. Физминутка
Учитель |
Ученики |
Учитель показывает примеры, дети считают и выполняют команды учителя. |
Учащиеся выполняют.
|
10-8
-Мяукните столько раз, сколько будет в ответе. |
5+3
-Подпрыгните столько раз. |
8-2
-Подтянитесь столько раз. |
6+4
-Сделайте столько поворотов. |
7-3
-Присядьте столько раз. |
-Спасибо! Молодцы!
VI Самостоятельное выполнение упражнений
Учитель |
Ученик |
Найдите № 4 на страница 45. |
Читают задание. |
Нарисовано 4 куклы
6 мишек. |
|
Давайте проверим (ведется обсуждение выполненной работы) |
Учащиеся записывают решение
6 - 4 = 2 (игрушки).
|
VII. Повторение и закрепление ранее изученного материала
Учитель |
Ученик |
-Найдите № 5 с 45 |
|
-У лисы 2 ломтика сыра и 4 ломтика пирога. На сколько ломтиков сыра, меньше? |
Учащиеся учатся записывать условия и вопрос задачи на схеме. |
|
Учащиеся записывают данные.
|
-Подумайте, как записать решение задачи. |
Советуются, обсуждают проблему в парах 4-2=2. |
VIII. Итог урока
Спасибо за работу. Мы смогли справиться с очень непростой проблемой урока – как сравнивать числа и я очень этому рада.
|