1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Патриотическое воспитание школьников

Оглавление

 

Некоз


Е.В. Некоз, заместитель директора
по воспитательной работе

Ученик…  Гражданин…  Патриот…

Школа – целостный социальный организм, упорядоченный относительно своей важнейшей функции – воспитания. Поэтому системообразуюшим стержнем всей работы школы является воспитательная деятельность. Воспитание же нами понимается как  управление процессом развития личности через создание благоприятных условий.  В связи с этим  считаем, что важными интергративными  характеристиками воспитательной системы школы являются образ жизни школьного коллектива (всех его составляющих субъектов) и психологический климат внутри «школьной семьи».
В МОУ СОШ №2 г. Константиновска сложились свои традиции и обычаи, позволяющие создать такие благоприятные условия для развития личности школьника. Целью своей деятельности, образа жизни наша школа ставит воспитание гармонически развитой личности и её творческих способностей в условиях адаптивной образовательной среды. Эта цель, на наш взгляд, отвечает современным требованиям общества, когда в основу всего процесса воспитания положены гуманистические ценности: человек, семья, Отечество, земля, мир, знания, труд, культура. Основополагающей же ценностью гуманизма является ЧЕЛОВЕК. Эта ценность может проявляться в двух ипостасях: признания ценности другого человека и осознания ценности собственного «я» (телесного, душевного, духовного). Поэтому воспитательная система нашей школы строится по основным направлениям:

  1. «Я – гражданин и патриот»
  2. «Малая моя Родина»
  3. «Моя семья – моя крепость»
  4. «Здоровым быть – долго жить»
  5. «Общение и досуг»

Воспитание по данным направлениям способствует личностному росту школьников – процессу постепенного вхождения растущего человека в МИР, определения СВОЕГО МЕСТА среди других людей и восхождения к собственной СВОБОДЕ. Вершиной собственного роста является активизация поиска смысла жизни, позволяющая ребенку в будущем без поддержки взрослых личностно расти. Воспитание, таким образом, запускает механизмы и самовоспитания личности.
Стало очевидным, что решение мно­жества проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающе­го поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уваже­ния к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Поэтому приоритетным в деятельности МОУ СОШ № 2 признано направление «Я – гражданин и патриот».
В. А. Сухомлинский писал: «Детство – это каждодневное открытие мира. И нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота человечества». Слова великого педагога легли в основу модели патриотического воспитания учащихся МОУ СОШ № 2. Ведь школьный возраст – это время принятия первых значимых решений, когда ребята должны проявлять самостоятельность, обдумывая принимаемые решения, проецировать эти решения на свою будущую жизнь, демонстрировать ответственность, задумываться о том, как принятое решение повлияет не только на его судьбу, но и на судьбу людей, которые рядом с ним. Школьники учатся с помощью внеклассной работы моделировать свою будущую жизнь в социуме. Они имеют право на общение с педагогами на равных, они хотят откровенно высказывать свою жизненную позицию, осмысливать её в полемике со взрослыми людьми. Подростки должны активно принимать на себя заботу о младших и пожилых людях.
Формирование у школьников чувства патриотиз­ма, сознания активного гражданина, об­ладающего политической культурой, кри­тическим мышлением, способностью са­мостоятельно делать свой выбор являет­ся одной из главных задач воспитания.
Поставленные цели и задачи реализуются в нашей школе и в учебной деятельности (на уроках физической культуры, истории и обществознания, ОБЖ), и во внеклассной работе через систему КТД, ключевых дел и традиций школы.
Одним из важнейших ключевых дел является участие школьников в течение года в операциях «Забота» и «Милосердие». Ребята каждого класса оказывают шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, учителям-пенсионерам, инвалидам.

  • 1111
    Учащиеся 10 «В» класса на приусадебном участке
    подшефного пенсионера Абраменко Д. Г.
    2222
    Учащиеся 10 «А» класса в гостях у ветерана
    ВОВ Пивоваровой А. С.

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы  занимает акция «Венок Памяти», проводимая ежегодно с 20 апреля по 20 мая. В ходе этой акции проходит большое количество КТД, включающих в себя:

    P507
    В школьной музейной комнате. Встреча с
    ветеранами.
    3333
    Аллея Славы. Уход за могилами ветеранов и
    воинов.

  • экскурсии в музеи культурных центров города и образовательных учреждений и по местам боевой славы г. Константиновска; уход за Обелиском и могилами ветеранов на аллее Славы;
    P5070392
    Школьная театральная постановка «Остаться
    живым…» (по повести В. Кондратьева «Сашка»)
    4444
    Городской митинг. У Вечного Огня.

  • Вахту Памяти – торжественную общешкольную линейку, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ, постановку школьного спектакля на военную тематику, поисковую работу «Дорогами фронтовиков», «Дети войны», «Работники тыла», «Летопись славных дел» и др.
    6666
    Выставка «Военными тропами фронтовиков»
    5555
    Выставка стенгазет

  • предметную неделю Истории: интеллектуальные викторины, турнир рыцарей, просмотр видеофильмов, КВН по истории Отечества, конкурс тематических стенгазет, Парламентские дебаты, конкурс рисунков  и сочинений, тематические выставки.

Участие в коллективных творческих делах Вахты Памяти заставляет ребят подумать о чести, долге, совести; форми­рует уважение к памяти воинов, отдавших жизнь за Родину,  гордость за отечественную историю и народных героев; способствует проявлению гражданской позиции, способности бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Большое внимание в МОУ СОШ № 2 уделяется занятиям спортом, так как эти занятия не только влияют на развитие физических данных, но и способствуют формированию у учащихся нравственных качеств. «Быть хорошим спортсменом – значит быть порядочным человеком!» - таков девиз всех спортивных мероприятий нашей школы. Эти мероприятия направлены на демонстрацию нравственности, человечности, бескорыстия и порядочности в спорте, а в жизни наши спортсмены готовы оказать помощь слабому, защитить нуждающегося. В подростковом и юношеском возрасте ребятам интересно живое общение, демонстрация своих умений и достижений.

7777
Команда-победитель городских
соревнований «Мы – молодые!»

  • Уже традиционным стало ежегодное проведение в школе  месячника оборонно-массовой работы, в ходе которого проводятся линейки патриотического содержания ко Дню освобождения города и района от немецко-фашистских захватчиков;  спортивные соревнования между классами по настольным играм, баскетболу, мини-футболу; участие в городских соревнованиях «Мы – молодые!», в районных соревнованиях по всем видам спорта. Отрадно отметить тот факт, что во многих районных соревнованиях спортсмены нашей школы становятся победителями и представляют свой город на зональных, областных и Всероссийских соревнованиях.
    Как известно, военная служба для большинства юно­шей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определенная психологи­ческая подготовка и знание основ воен­ного дела помогают молодым людям быст­рее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчают стрессовую ситуацию. Опорной базой, своеобразной стажерской площадкой для формирования на­стоящих защитников Отечества, патрио­тов Родины является, безусловно, юнармейское движе­ние. В этом движении наша школа участвует вот уже 9 лет и на протяжении всего времени показывает серьёзные результаты:

    I место в районной военно-спортивной игре «Орлёнок» в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годах
    2005 г. -  XI место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
    2007 г. -  I место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
    2008 г. -  IV место в областной военно-спортивной игре «Орлёнок»
    2008 г. – V место во Всероссийском финале военно-спортивной игры «Победа».

    9999
    Команда-призёр Всероссийского финала
    в/с «Победа - 2009»
    8888
    Областной финал в/с игры «Орлёнок - 2008»
    Этап «Химическая атака»

    Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Важно воспитать деятельного гражданина Родины, а не стороннего наблюдателя. Комплексная программа гражданского, военно-патрио­тического и спортивного воспитания позволяет подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

      

    В работе по формированию личности школа использует педагогический потенциал социального окружения, помогает ребятам освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработки своего индивидуального опыта жизнедеятельности. Мы уверены, что такой подход к воспитанию необходим, так как это помогает подрастающему поколению приобщиться к Истории, народному подвигу, человеческому достоинству.