1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Оплодотворение. Внутриутробное развитие (Биология 8 класс по программе под ред. Н.И. Сонина)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Оглавление

Солдатченко Марина Вальтеровна,
учитель химии и биологии
МОУ СОШ №1 г. Константиновска

Разработка данной темы в школьном курсе всегда вызывала определённые трудности в связи с повышенным интересом подростков к данной теме и запретности её озвучивания в большинстве семей школьников. Социальная значимость данной темы школьного курса биологии не может быть переоценена . В связи с возрастающим в данном возрасте интересом к противоположному полу и всех физиологических процессах, связанных со взаимоотношениями полов, реальным пониманием проблем данных взаимоотношений дают реальную возможность осознанного поведения подростков в жизненноважных ситуациях, взаимоуважения и значимости обоих полов в продолжении рода, понимания важности физиологически «правильного» внутриутробного развития человека.
Использование научно-популярных фильмов при изучении подобных «сложных» тем курса является наиболее оправданным в части закрепления, где данные информационных источников  подтверждаются с использованием зрительного восприятия, создавая целостную картину происходящих изменений в организме в результате оплодотворения и дальнейшего развития плода.
Данный учебный материал предполагает развитие темы и использование творческих заданий, которые учитель предлагает в качестве домашнего задания. Они стимулируют школьников на более широкий взгляд на  проблемы, связанные с продолжением рода.
Задачи урока:
Применять полученные ранее знания о строении и функциональном назначении органов размножения человека; продолжить отработку навыков работы с учебной литературой и учебными таблицами; познакомить с особенностями процесса оплодотворения и внутриутробного развития человека; отметить родство с представителями животного мира на ранних стадиях эмбрионального развития; показать значение оплодотворения и внутриутробного развития человека как высокоразвитого существа.

Оборудование: учебная таблица «Оплодотворение у человека», карточки с вводимыми понятиями и терминами, магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, фрагменты видеоколлекции «Тело человека».
По мере разбора материала на магнитной доске вывешиваются новые понятия и термины.

Ход урока

  1. Работа с учебником.
  2. Учащиеся на местах работают с текстом с. 184 (рис. на с. 184-185), разбирая самостоятельно стадии процесса оплодотворения. По истечении 5 минут один из учеников, используя таблицу, воспроизводит у доски рассмотренный материал.

  3. Учитель читает фрагмент сказки Андерсена о гадком утёнке.
  4. 1

    «.. В чаще лопуха было так ж глухо и дико, как в густом лесу, и вот там то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и это её порядком надоело, потому что навещали её редко - другим уткам было скучно торчать в лопухах да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам.
    Но вот, наконец, яичные скорлупки треснули. «Пи-пи!»- послышалось из них. Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок». Читая эти строки, кто не вспомнит знакомую с детства сказку Андерсена о гадком утёнке? Кого удивит это на первый взгляд самое обыкновенное житейское явление- рождение утят! Испокон веков люди наблюдали его, как правило, не задумываясь над удивительным превращением зародышей. Как же это происходит? Каким образом зародыш превращается в сформированный организм?
    Этот вопрос издавна ставит человека как бы на обрывистый берег бескрайнего океана. Чтобы получить ответ, потребовалось создать науку о жизни до рождения - эмбриологию. Эта величайшая тайна природы волновала человечество всегда. Помните, как там, у Андерсена дальше?
    «На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых - утка шлёпнулась в воду.
    - За мной! Скорей! - крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду.
    Не прошло и суток после рождения, как утята начали свободно плавать».  ...Вылупившийся  из  яйца  цыплёнок  тут  же  начинает  ходить  по земле... Новорожденные млекопитающие тоже очень быстро начинают двигаться...     Все    детёныши    похожи    на    своих    родителей... Как?... Почему?... Каким образом?... Возникает вопрос за вопросом...
    Долго это казалось непостижимым - превращение яйца в сложный организм. Яйца кур, уток, гусей можно в разное время разбивать и смотреть, что произошло внутри. Гораздо сложнее наблюдать за внутриутробным развитием млекопитающих или человека. Однако, как когда-то заметил Цицерон, наш разум по природе своей наделён неутомимой жаждой познавать истину. История любой науки свидетельствует об этом. Истоки эмбриологии теряются в веках, дату её рождения установить невозможно. Скорее всего. Первые наблюдения и гипотезы появились вместе с первыми Homo sapiens на Земле. Его разум, возможно, уже делал попытки проникнуть в тайну тайн жизни.
    На доске - открывается записанное заранее высказывание Гельвеция: «Истина может быть на время затемнена заблуждением, но её свет рано или поздно пробивает тучи».

    2
  5. Совместно с учителем класс формулирует вопросы, на которые предполагается ответить в ходе урока:
  6. - Как плод связан с матерью?
    - На кого будет похож ребёнок?
    - Мальчик или девочка?
    - Почему рождаются близнецы?
    - Как идет развитие плода?

  7. Одному из учеников предлагается прочитать вслух материал учебника на с. 185 (до ...пупочный канатик), делая акцент на новых терминах - плацента, пупочный канатик, пуповина.
  8. Впервые Гиппократом была высказана гипотеза о том, что дыхание плода осуществляется через пуповину, а когда ему не хватает пищи, он появляется на свет. «Плод, - писал он в одном из своих трактатов, - требуя себе больше пищи, чем её имеется, извиваясь, разрывает оболочки и, освободившись от уз, вместе с ними выходит наружу. И всё это происходит самое большое на 10-м месяце».
    Гиппократ, пытаясь объяснить механизм и причины развития плода, предположил, что все части зародыша образуются в одно и то же время и что ни один из органов не возникает раньше или позже другого. Он грубейшим образом ошибался. Авторитет Гиппократа был велик, и ошибку долго не опровергали.
    В конце XVII века молодой английский врач Джон Мэйо впервые высказал верные мысли относительно роли плаценты в дыхании плода. Нет жизни без воздуха, рассуждал он. Воздух крайне необходим для нормального развития. Каким образом может существовать плод в замкнутом, лишенном воздуха пространстве? Очевидно, что органом дыхания является плацента. Предположение Мэйо на два столетия предвосхитило появление химической эмбриологии, так как он пытался решить задачу, типичную для этой науки.

  9. На кого будет похож ребёнок? Пояснения делает учитель.
  10. Каждая соматическая клетка человека содержит 46 хромосом. Каждый сперматозоид и яйцеклетка - по 23. Во время оплодотворения число 46 восстанавливается, причем 23 хромосомы яйцеклетки принесут зародышу материнскую наследственность, 23 хромосомы сперматозоида - отцовскую.
    Предполагают, что в 46 хромосомах человека находятся около 100000 генов, несущих наследственную информацию. В зависимости от того, как разные гены будут взаимодействовать между собой, в дальнейшем ребенок будет походить на одного из родителей. Биологические особенности будущего потомства во многом зависят от качества половых клеток. Зрелыми, то есть способными дать потомство, и сперматозоид, и яйцеклетка становятся в организме, достигшем половой зрелости.

  11. Мальчик или девочка?
  12. У Сергея Острового есть сказка. Её герой - казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей. Отрывок из сказки читает ученик:

    Не поет Лутоня песен
    На соседей не глядит.
    Он неласков. Он невесел.
    Призадумавшись сидит.
    На жену свою не взглянет.
    Почернел от маяты...
    Ой, как ждал Лутоня сына!
    Да, видать, опять судьбина
    Пошутила в эту ночь:
    Не дала на счастье сына,
    А дала на горе дочь.

    В разные эпохи народы опирались на опыт своих предков. Древние греки считали, что на пол ребенка влияет расположение звезд в момент зачатия. Римляне - если глава муж, то родится сын.
    На пол ребенка влияет 23 пара хромосом (половые). Яйцеклетки содержат только женскую половую хромосому - X, сперматозоиды - 2 типа 3  (X и Y -мужская). Таким образом, сочетание половых хромосом XX в клетках зародыша определяет его женский пол, а сочетание XY определит мужской пол.

  13. Почему рождаются близнецы? Как идет развитие плода?
  14. Слово предоставляется консультантам.
    (По заданию учителя учащиеся готовят сообщения по данным вопросам).

  15. На доске - выстроенные в определенной последовательности опорные слова (термины и понятия, вводимые на уроке). Используя их, учитель проводит закрепление изученного на уроке материала (фронтально), параллельно демонстрируя фрагменты фильма «Тело человека». Учащиеся подводят итог урока, учитель корректирует их выводы, по необходимости выставляет оценки за работу на уроке.
  16. Домашнее задание: с. 184-185, с. 186-187- ответить на вопросы, выполните задания. Подготовить сообщения на темы «Влияние алкоголя, курения и наркотических веществ на развитие плода», «Режим дня будущей матери».