1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Урок по избирательному праву

9 класс

И.Н. Короткова,
учитель обществознания,
МОУ СОШ №2
г. Константиновск

Тема: «Избирательное право»

Цели:
Знать: сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.

Тип урока: рабочий (комбинированный)

Использованная литература:

  1. Граждановедение. 8кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1999.
  2. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2000.
  3. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. 1 часть. Составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
  4. Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996.

В последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого. Сегодня, когда страна идет к демократическим ценностям, рыночной экономике, когда неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах, без запаса правовых знаний не обойтись.
Во все времена школа старалась помочь своим учащимся. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе, помочь человеку вырасти, сформировать активную жизненную позицию и чувствовать себя хозяином в своей стране.
Использование на уроках обществознания интерактивных методов обучения, проведения ролевых игр помогают заинтересовать ребят и активизировать деятельность каждого ученика.
Урок «Избирательное право» можно отнести к урокам изучения нового материала.

План занятия:
I.   Организация класса (2 мин.).

II.  Проверка  домашнего  задания ( 8 мин.).

1.  Несколько  уч-ся  получают  карточки  с  понятиями  по  предыдущим  темам (Личность,  мораль,  добро, зло,   совесть,  долг,  гражданин,  государство,  право).  Им  дается  время  на  подготовку.

2.  У  доски  два  ученика  выполняют  задания: 
а)  перечислить  и  объяснить  функции  государства;
б)  перечислить  государственные  органы  Российской  Федерации.

3.  Фронтальный  опрос  по  вопросам:
а)  Чем  отличаются  моральные  нормы  от  правовых  норм?;
б)  Назовите   основные  признаки  государства;
в)  Перечислите  условия  получения  российского  гражданства;
г)  Назовите  причины  отказа  в  получении  российского  гражданства;
д)  Как  вы  понимаете  фразу  «право  выше  власти»;
е)  Какие  отрасли  права  вам  известны?

III.  Работа  по  новой  теме (30 мин.).

  1. Сообщение  темы,  цели  и  задач  урока.
  2.  Доведение  до  сведения  ребят  основной  теоретической  базы.

Во вступительном слове учитель отмечает актуальность темы настоящего урока и говорит, что становление российской государственности – это крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы. Учитель спрашивает учащихся:
- Что вы знаете о современной избирательной системе России? (выслушивает ответы детей)

 УЧИТЕЛЬ:    Суть  избирательного  права  в  том,  что  граждане  РФ  имеют  право  избирать  и  быть  избранным  в  органы  государственной  власти.  Избирательное  право  относится  к  группе  политических  прав  человека.  Только  в  условиях  демократии  избирательное  право  реально  и  действительно.
Далее объяснение нового материала идёт с использованием интерактивной доски.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ   ПРАВО
АКТИВНОЕ                                                                         ПАССИВНОЕ
(право  избирать  в  органы  власти)                (право  быть  избранным   в органы власти) 
                     Указатель
Имеют  право  граждане,
достигшие  18 лет, независимо
от  пола,  национальности, места
жительства.

Лишены  этого  права:
а) лица,  не  достигшие  18 лет;
б)  находящиеся  в  местах
лишения  свободы по  приговору 
суда; 
в)  признанные  недееспособными.
Дееспособность- способность  лица
нести  ответственность  за  свои  поступки.
Учитель: каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ  ВЫБОРЫ - ЭТО:

  1. Конкурентные  выборы, т. е. все  политические  силы  и  кандидаты  имеют  возможность  вести  предвыборную  агитацию,  выступать  по  ТВ,  радио,  в  печати;
  2. Периодические,  что  избавляет  общество  от  злоупотребления  властью  одной  политической  силой;
  3. Представительные, т. е.  в  выборах  должно  участвовать  большое  количество  граждан.  Иначе  установится  власть  не  получившая  всеобщего  одобрения.   

 

ПРИНЦИПЫ  УЧАСТИЯ  ГРАЖДАН  В  ВЫБОРАХ

  1. Всеобщее  избирательное  право - избирать  могут  все,  кроме  категорий  граждан,  оговоренных  в  законе.
  2.  Равное  избирательное  право, т. е. один  человек - один  голос.
  3. Прямое  избирательное  право, т. е. избиратель  голосует  «за»  или  «против»  кандидатов  непосредственно.
  4. Тайное  голосование, т. е.  исключается  контроль  за  волеизъявлениями  избирателей.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  СИСТЕМЫ

пропорциональная                                                     мажоритарная
(голосование  проходит                                            (голосование  за  конкретного кандидата)                                                                
по  партийным  спискам)
Учитель: при проведении каких выборов используется каждая из систем? (пропорциональная система используется при проведении выборов в Государственную Думу, мажоритарная система используется при проведении выборов президента, главы администрации)

3. Задание для закрепления.

  1. Одним  из  самых  выдающихся  правителей  Древних  Афин  был  Перикл.  Каждый  год  он  слагал  свои  полномочия  и  отчитывался  перед  народом.  И каждый  год  афиняне  избирали  его  вновь.

- Какой  признак  демократических  выборов  иллюстрирует  этот  пример?
- Как вы  думаете, почему  его  вновь  избирали?
- А  в  чем  в  настоящее  время  заключаются  интересы  избирателей? (Власть  должна  обеспечить  мир,  безопасность,  нормальные  условия  для  жизни).  Первый  ряд  получает  задание  найти  дополнительные  сведения  о  Перикле.

2.  Догадайтесь,  какие  слова  характеризуют  демократические  выборы,  а  какие - недемократические.
Тайное  голосование – открытое  голосование.
Один  кандидат – несколько  кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые  избиратели
Отсутствие  прессы – присутствие  прессы
90%  избирателей – 30%  избирателей

 

  1. Деловая игра «Выборы  Президента города-государства Солнцеград»

Трое  ребят  заранее  получают  задание  подготовить  «предвыборную  программу». Учитель  предлагает  следующие  направления:

  1. Экономика.  Промышленность;
  2. Поддержка  фермерского  движения;
  3. Активизация  работы  коммунального  сектора  (ремонт дорог, чистота  улиц и т. д.)
  4. Благоустройство  города (организация  парка  культуры  и  отдыха,  благоустройство   пляжа ).
  5. Ремонт  больницы;
  6. Строительство  зимнего  бассейна;  безалкогольного  кафе.
  7. Помощь  многодетным  и  т. д.

На  уроке  каждый  кандидат  своим  выступлением  должен  убедить  голосовать  именно  за  него.
Затем  проводится  голосование  и  подсчет  голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования.

  1. ТЕСТ  «Я,  избиратель»

Ответьте  на  вопросы,  выбрав  подходящий  ответ.

  1. Если  ваш  лучший  друг  будет  уговаривать  Вас  проголосовать  за  кандидата  на  пост  президента,  который  нравится  ему,  то:

а) сделаю, что  просит; б) не знаю, как  поступить; в) не сделаю.

  1. Если  Вам  предложат  приличные  деньги  за  Ваш  избирательный  бюллетень,  то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не  продам.

  1. Если  в  день  выборов  президента  у  меня  появиться  шанс  классно  отдохнуть  с  ночевкой  у  реки  в  отличной  компании,  то:

  а)  не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4.  Если  вы  узнаете, что  в  день  выборов  президента  Ваши  родители  собрались  на  дату  (за  город,  в  гости) и  не  намерены  голосовать,  то:
а) промолчу; б) не знаю, как    поступить; в) буду  просить  проголосовать.

5.  Если  один  из  кандидатов  на  пост  президента  пообещает  молодежи  в  случае  своей  победы  ежегодные  бесплатные  поездки  за  границу   и  бесплатные  банкеты  каждую  субботу  на  протяжении  всего  срока  его  президентства,  то:
а) проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) проголосую  за  другого  кандидата.

6.  Если  один  из  кандидатов  пообещает  перед  выборами  резко  снизить  цены  на  продукты  и  одежду,  то:
а)  проголосую  за  него; б) не  знаю, как  поступить; в) не  проголосую за  него.

7.  Если  один  из  кандидатов   пообещает  очистить  страну  от  «инородцев,  из–за  которых  все  неприятности», то:
а) проголосую  за  него;  б)  не знаю, как поступить;  в) не  проголосую  за  него.

8. Если  один  из  кандидатов  пообещает  организовать  быстрые  и  победоносные  военные  походы  для  расширения  границ  державы  со  100%  гарантией  успеха, то:
а) проголосую за него; б)  не знаю,  как  поступить; в) не  проголосую  за  него.

ЕСЛИ  В  ВАШИХ  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«А», то печальной  может  быть  судьба  нашего  Отечества.  А  это означает, что  и  Ваша  судьба  незавидна.  Вы  абсолютно  недооцениваете  смысл  выборов.  Вы  не  понимаете,  что  от  Вашего мнения многое  зависит.  Например,  будете  ли  Вы  вообще  когда-нибудь   сидеть  на  берегу  реки,  ездить  за  границу (не  бесплатно,  разумеется).

Во–первых: Вы  помогаете  тем, кто  стремится  искусственно  повлиять  на  выборы,  протащить  своего  кандидата.  Эти  люди  рассчитывают  не  на  жизненность  своей  программы,  не  на  способности  своих  лидеров,  а  на  интриги  и  силовые  методы.

 Во – вторых: Продавая  свой  голос  за  обещанные  блага,  Вы  все  равно  ничего  не  получите.  Ничто  не  появляется  из  ничего.  Обещания  выполнены  не  будут.  А  вот  на  колючую  проволоку  для  таких,  как  Вы  у  нового  президента  денег  обязательно  хватит.

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«Б»,  то  Вы  не  многим  отличаетесь  от  предыдущего  «избирателя».  Вы  ничего  не  поняли   из  данной  темы  и  думаете,  что  Вас  политика  никогда  не  коснется – я,  мол,  человек  маленький  (муху  не  обижу!).

ЕСЛИ  В  ОТВЕТАХ  ПРЕОБЛАДАЕТ  ВАРИАНТ
«В», то все  в  порядке:  страна  будет  мощной  державой, а  вместе  с  ней  будете  благоденствовать  и  Вы.

IV.   ИТОГ  УРОКА (5 мин.).
1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
Домашнее  задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
В) Согласны ли вы с утверждением, что выборы – это форма непосредственной демократии?