Оглавление
Урок по избирательному праву
9 класс
И.Н. Короткова,
учитель обществознания,
МОУ СОШ №2
г. Константиновск
Тема: «Избирательное право»
Цели:
Знать: сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.
Тип урока: рабочий (комбинированный)
Использованная литература:
- Граждановедение. 8кл.: Учебное пособие. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1999.
- Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 9 класса. М., 2000.
- Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. 1 часть. Составитель Н.И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
- Правоведение. Избирательное право. Никитин А.Ф. Издательство «Открытый мир». 1996.
В последние десятилетия в современной России происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Страна идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого. Сегодня, когда страна идет к демократическим ценностям, рыночной экономике, когда неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах, без запаса правовых знаний не обойтись.
Во все времена школа старалась помочь своим учащимся. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе, помочь человеку вырасти, сформировать активную жизненную позицию и чувствовать себя хозяином в своей стране.
Использование на уроках обществознания интерактивных методов обучения, проведения ролевых игр помогают заинтересовать ребят и активизировать деятельность каждого ученика.
Урок «Избирательное право» можно отнести к урокам изучения нового материала.
План занятия:
I. Организация класса (2 мин.).
II. Проверка домашнего задания ( 8 мин.).
1. Несколько уч-ся получают карточки с понятиями по предыдущим темам (Личность, мораль, добро, зло, совесть, долг, гражданин, государство, право). Им дается время на подготовку.
2. У доски два ученика выполняют задания:
а) перечислить и объяснить функции государства;
б) перечислить государственные органы Российской Федерации.
3. Фронтальный опрос по вопросам:
а) Чем отличаются моральные нормы от правовых норм?;
б) Назовите основные признаки государства;
в) Перечислите условия получения российского гражданства;
г) Назовите причины отказа в получении российского гражданства;
д) Как вы понимаете фразу «право выше власти»;
е) Какие отрасли права вам известны?
III. Работа по новой теме (30 мин.).
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Доведение до сведения ребят основной теоретической базы.
Во вступительном слове учитель отмечает актуальность темы настоящего урока и говорит, что становление российской государственности – это крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы. Учитель спрашивает учащихся:
- Что вы знаете о современной избирательной системе России? (выслушивает ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
Далее объяснение нового материала идёт с использованием интерактивной доски.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ
(право избирать в органы власти) (право быть избранным в органы власти)
Имеют право граждане,
достигшие 18 лет, независимо
от пола, национальности, места
жительства.
Лишены этого права:
а) лица, не достигшие 18 лет;
б) находящиеся в местах
лишения свободы по приговору
суда;
в) признанные недееспособными.
Дееспособность- способность лица
нести ответственность за свои поступки.
Учитель: каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - ЭТО:
- Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати;
- Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой;
- Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.
ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ
- Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме категорий граждан, оговоренных в законе.
- Равное избирательное право, т. е. один человек - один голос.
- Прямое избирательное право, т. е. избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно.
- Тайное голосование, т. е. исключается контроль за волеизъявлениями избирателей.
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
пропорциональная мажоритарная
(голосование проходит (голосование за конкретного кандидата)
по партийным спискам)
Учитель: при проведении каких выборов используется каждая из систем? (пропорциональная система используется при проведении выборов в Государственную Думу, мажоритарная система используется при проведении выборов президента, главы администрации)
3. Задание для закрепления.
- Одним из самых выдающихся правителей Древних Афин был Перикл. Каждый год он слагал свои полномочия и отчитывался перед народом. И каждый год афиняне избирали его вновь.
- Какой признак демократических выборов иллюстрирует этот пример?
- Как вы думаете, почему его вновь избирали?
- А в чем в настоящее время заключаются интересы избирателей? (Власть должна обеспечить мир, безопасность, нормальные условия для жизни). Первый ряд получает задание найти дополнительные сведения о Перикле.
2. Догадайтесь, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические.
Тайное голосование – открытое голосование.
Один кандидат – несколько кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые избиратели
Отсутствие прессы – присутствие прессы
90% избирателей – 30% избирателей
- Деловая игра «Выборы Президента города-государства Солнцеград»
Трое ребят заранее получают задание подготовить «предвыборную программу». Учитель предлагает следующие направления:
- Экономика. Промышленность;
- Поддержка фермерского движения;
- Активизация работы коммунального сектора (ремонт дорог, чистота улиц и т. д.)
- Благоустройство города (организация парка культуры и отдыха, благоустройство пляжа ).
- Ремонт больницы;
- Строительство зимнего бассейна; безалкогольного кафе.
- Помощь многодетным и т. д.
На уроке каждый кандидат своим выступлением должен убедить голосовать именно за него.
Затем проводится голосование и подсчет голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования.
- ТЕСТ «Я, избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
- Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
- Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
- Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ
«А», то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).
Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ
«Б», то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ
«В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
IV. ИТОГ УРОКА (5 мин.).
1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
В) Согласны ли вы с утверждением, что выборы – это форма непосредственной демократии?
|