УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ
Учитель истории МОУ КСШ № 1 Форма урока: проблемно – проектная дискуссия.
|
Губернии |
% оброч. кр-н |
% барщ. кр-н |
Губернии |
% оброч. кр-н |
% барщ. кр-н |
Костромская |
87,5 |
12,5 |
Тверская |
41 |
59 |
Ярославская |
87,4 |
12,6 |
Рязанская |
38 |
62 |
Вологодская |
84 |
16 |
Орловская |
28 |
72 |
Олонецкая |
72 |
28 |
Смоленская |
27 |
73 |
Владимирская |
70 |
30 |
Тульская |
25 |
75 |
Московская |
68 |
32 |
Пензенская |
25 |
75 |
Нижегородская |
68 |
32 |
Курская |
24,5 |
74,5 |
Калужская |
55 |
45 |
Псковская |
23 |
77 |
Новгородская |
45,6 |
54,4 |
Тамбовская |
22 |
78 |
Воронежская |
45 |
55 |
|
В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
Помещики нечерноземных губерний:
- освободить крестьян с землей;
- взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;
- правительство должно гарантировать выкупную операцию.
Помещики черноземных губерний:
- освободить крестьян без земли;
- похоронить реформу.
Ребята зачитывают свои «проекты»:
/ группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя творческого дворянства A.M. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.
Основные положения «Записок» A.M. Унковского и К.Д. Кавелина:
- освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
- вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
- плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
- слияние двух сословий - помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
- отмена крепостного права - первая реформа, далее будут другие.
Необходимо заметить, что записку К.Д. Кавелина император одобрил, но крепостники были против.
2 группа. Консервативный проект, выражающий интересы помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в ролях предводителя дворянства Полтавской губернии МП. Позена, генерал-губернаторов Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М. Муравьева и др. Основные положения:
- оставление основной части земли в руках помещиков;
- крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
- освободить крестьян без земли;
- предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
- предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами, дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве.
Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, что необходимо:
- освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;
- в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину.
3 группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского или Н.А. Добролюбова и др. Основные положения:
- освобождение крестьян с землей;
- построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
- за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.
4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А. Милютина, или председателя редакционных комиссий Я. И. Ростовцева, или в ролях В.И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В. А. Черкасского и др.
Основные положения:
- отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
- особое крестьянское управление в деревне;
- освобождение крестьян с землей.
Задание: Какие положения кавелинской записки получили отражение в государственном проекте отмены крепостного права?
Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии - обоснование каждого проекта. Для большей убедительности в понимании реформы учащимся можно предложить математические расчеты.
Задание: Определите размер выкупного платежа крестьянина Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:
- Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена -38 руб.)
- Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?
Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 рублей (немыслимая цена для него!), и в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.
Заключительная часть урока. Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. и результатам работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы: Распалась цепь великая. Распалась и ударила одним концом по барину, Другим - по мужику. (Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это. «Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения... Однако реформа могла быть и много хуже... и это очень важно для российской истории». (Н.Я. Эйдельман.)
Что это значит: «реформа могла быть хуже?»
Ребятам необходимо объяснить, что имелась в виду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 г., когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.
Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным?