1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




УЧИТЕЛЬСКАЯ КУХНЯ

Оглавление

Кириченко Т.Н.

Учитель истории МОУ КСШ № 1
Кириченко Т.Н.
Урок истории
10 класс

Форма урока: проблемно – проектная дискуссия.
Тема урока «Крестьянская реформа второй половины XIX века»

Я предлагаю  урок в форме проблемно – проектной дискуссии, что позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом. Изучение предварительной подготовки реформы поможет учащимся глубже понять саму реформу, понять, что на исход исторических событий, помимо объективных экономических факторов, влияет расстановка политических сил, прочность позиции руководителей государства и их оппонентов.

Цели занятия:
- сформировать у учащихся представление о борьбе за крестьянскую реформу;
- показать основные лагеря в этой борьбе и ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права.
Опережающее задание: Класс разбивается на группы - трем группам предлагается сформировать варианты проектов решения аграрного вопроса крепостниками, либералами и представителями революционного лагеря. Четвертая группа - правительство - должна выбрать приемлемый проект (ученики еще не изучали материалы реформы 1861 г.) и обосновать свои решения. Группа экспертов дает анализ условий, при котором возможно принятие каждого из трех проектов и оценивает правильность изложения позиций и правительственный выбор.

Список дополнительной литературы:

  1. Данилов А. А., Косулина Л.Г. История России XIX в. М., 1998.
  2. Винокурова М.М.,  Чепелкин М.А.  Эпоха реформ 60-х годов Пакет-комплект документального материала. М., 1993.
  3. Зайончковский ПА. Отмена крепостного права в России. М., 1968.
  4. Захарова Е.Н. История России XIX- начала XX века. М, 1998.
  5. Захарова Е.Н. Россия во второй половине ХГХ-начале XX века. 4.2. М., 1998.
  6. Зырянов ПН. История России. XIX век. М., 1994.
  7. Зырянов ПН. Клокова Г.В. Шестопалов А.П История России 1861-1917 гг. М., 1996.
  8. Кириллов В. Кулагина Г. Россия во второй половине XIX века. М., 1996.
  9. Короткова MB. Рабочая тетрадь по истории России XIX века. М., 1996.
  10. Ляшенко Л.М. История России XIX века. М., 1998.
  11. Сидоров О.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. Шахты, 1998.
  12. Эйдельман Н.Я. Революция сверху в России. М., 1989.

Вводная часть урока. Учитель начинает урок с разбора эпиграфа, который можно взять из книги Н.Я. Эйдельмана: «Положение освободившихся крестьян, их будущие земельные наделы сначала казались начальству не совсем такими, какими получились в конце концов».

Задача урока состоит в том, чтобы выяснить, какой казалась реформа начальству и в целом обществу до 1861 г., и потом сравнить с тем, что получилось.
Учитель кратко рассказывает о подготовке реформы. На доске рисуется схема государственных учреждений, которые занимались подготовкой реформы, очень коротко рассказывается о задачах и функциях каждого из них, принятых документах и итогах деятельности. (См. схему №1.) Более подробную информацию об этом можно найти в книге Н.Я. Эйдельмана.
Учащиеся должны обсудить следующие вопросы:
- задачи и функции учреждения,
- кто стоял во главе учреждения,
- документы и итоги его деятельности.
Учитель подчеркивает, что для работы комиссии обязательно собиралась статистика по земельным вопросам, производились расчеты, изучался опыт решения вопроса в Пруссии, Австрии и Франции. «Вам предстоит та же самая работа», - обращается педагог к ребятам.
В процессе подготовки реформы был опубликован Высочайший рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В 1855-57 годах было подано правительству 60 записок с проектами отмены крепостного права.

Схема 1. Подготовка крестьянской реформы.

Схема

Далее ребятам предлагаются пакеты документов из книги М. Винокуровой, М. Чепелкина.
Эпоха реформ 60-х годов в России, М., 1993:
К. Д. Кавелин «Записка об освобождении крестьян в России»,
Ю.Ф. Самарин «Записка о крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской  свободе»,
Речь Александра II перед  московскими,  губернскими  и  уездными предводителями дворянства (1856 год),
Речь Александра II в Государственном Совете (январь 1861 г.),
A.M. Унковский «Проект освобождения крестьян»,
М.П. Позен «Проект освобождения крестьян»,
Н.Г. Чернышевский «Устройство быта помещичьих крестьян».
Для разработки школьниками самих проектов им может быть предложена схема с возможными решениями.

Схема 2. варианты решения земельного вопроса

2

Учащимся предлагается карточка для заполнения:
Уничтожить                        крепостное право
Сохранить                          крестьянская община
Укрепить                             помещичье землевладение
Основная часть урока. В процессе работы над проектами изучаются документы и выявляются особенности отмены крепостного права в различных губерниях страны. С этой целью детям предлагаются познавательные задания:
Задание 1. Перед вами - письма двух помещиков, написанных накануне отмены крепостного права. Они датируются 1857 годом. Авторы размышляют о возможном освобождении крестьян от крепостной зависимости. Подумайте, из каких губерний они написаны и почему столь противоречивое мнение об освобождении крестьян существовало в среде дворян? Чье мнение, на ваш взгляд, более соответствовало действительности?

  • «Чем мы более отпустим людей на волю, тем мы более получим земли при освобождении крестьян, а ты сам знаешь, что у нас земли немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа, чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее».
  • «Ты спрашиваешь меня насчет проектов уничтожения крепостного права, я читал их со вниманием и грустью. Ежели теперь в России существует какой-либо порядок в народе, то с уничтожением крепостного права он совершенно разрушится... Скажу тебе, что вместе с дарованием крестьянам вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор».

Задание 2. Используя таблицу «Барщина и оброк в помещичьих имениях в 1858 году», объясните, в каких районах России было выгоднее освобождать крестьян от крепостной зависимости. Предположите, каким образом произойдет освобождение.


Губернии

% оброч. кр-н

% барщ. кр-н

Губернии

% оброч. кр-н

% барщ. кр-н

Костромская

87,5

12,5

Тверская

41

59

Ярославская

87,4

12,6

Рязанская

38

62

Вологодская

84

16

Орловская

28

72

Олонецкая

72

28

Смоленская

27

73

Владимирская

70

30

Тульская

25

75

Московская

68

32

Пензенская

25

75

Нижегородская

68

32

Курская

24,5

74,5

Калужская

55

45

Псковская

23

77

Новгородская

45,6

54,4

Тамбовская

22

78

Воронежская

45

55

 

В итоге выполнения заданий у учащихся складывается представление о двух мнениях по вопросу о реформе.
Помещики нечерноземных губерний:

  • освободить крестьян с землей;
  • взять выкуп, несоразмерный со стоимостью земли;
  • правительство должно гарантировать выкупную операцию.

Помещики черноземных губерний:

  • освободить крестьян без земли;
  • похоронить реформу.

Ребята зачитывают свои «проекты»:
/ группа. Либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. Ученики могут выступить от имени предводителя творческого дворянства A.M. Унковского, правоведов К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др.

Основные положения «Записок» A.M. Унковского и К.Д. Кавелина:

  • освобождение крестьян с землей и имуществом без «переходного» состояния;
  • вознаграждение помещикам за землю и освобождение крестьян;
  • плата за выкуп личности крестьянина возложена на все сословия России;
  • слияние двух сословий - помещиков и крестьян в один земледельческий класс;
  • отмена крепостного права - первая реформа, далее будут другие.

Необходимо заметить, что записку К.Д. Кавелина император одобрил, но крепостники были против.
2    группа.    Консервативный    проект,    выражающий    интересы    помещиков-крепостников из черноземных губерний. Ученики могут выступить в ролях предводителя дворянства   Полтавской   губернии   МП.   Позена,   генерал-губернаторов   Виленской, Гродненской и других губерний - В. Назимова, М. Муравьева и др. Основные положения:

  • оставление основной части земли в руках помещиков;
  • крестьянам надо дать минимум земли и хозяйства;
  • освободить крестьян без земли;
  • предоставить помещикам самостоятельно договориться с крестьянами: сколько земли, какой выкуп;
  • предоставить помещикам компенсацию за утраченную власть над крестьянами, дать власть над чиновниками и влиять на управление в государстве.

Промежуточную позицию между этими двумя лагерями занимал самарский губернатор Ю.Ф. Самарин, который полагал, что необходимо:

  • освободить крестьян постепенно, в течение 10-12 лет;
  • в течение этого срока крестьянам нужно будет обрабатывать землю за барщину.

3 группа. Радикальный проект реформы. Учащиеся могут выступить в роли А.И. Герцена, Н.А. Некрасова, Н.Г. Чернышевского или Н.А. Добролюбова и др. Основные положения:

  • освобождение крестьян с землей;
  • построение нового общества через общину и коллективные формы труда;
  • за землю помещикам полагается выплата ничтожной суммы от государства.

4 группа. Правительственный лагерь. Ребята могут выступить в роли «мотора» реформы Н.А. Милютина, или председателя редакционных комиссий Я. И. Ростовцева, или в ролях В.И. Панина, Ю.Ф. Самарина, В. А. Черкасского и др.
Основные положения:

  • отмена крепостного права и наделение крестьян гражданскими правами;
  • особое крестьянское управление в деревне;
  • освобождение крестьян с землей.

Задание:    Какие    положения    кавелинской    записки    получили    отражение    в государственном проекте отмены крепостного права?
Далее учащиеся всех групп знакомятся с реальными положениями земельной реформы - Положением 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Эксперты заранее знают материал и оценивают работу групп. Главное в дискуссии - обоснование каждого проекта. Для большей убедительности в понимании реформы учащимся можно предложить математические расчеты.
Задание:   Определите   размер   выкупного   платежа   крестьянина   Московской губернии за 2 десятины земли, если известно:

  • Стоимость одной десятины - 62 руб. 50 коп. (настоящая цена -38 руб.)
  • Из общей суммы стоимости земли крестьянин платил 20%, 80% остальной суммы за него платило государство при условии выплаты крестьянином в последующие 49 лет 6% годовых от суммы, уплаченной за крестьянина государством. Какую сумму должен был заплатить крестьянин и какова настоящая цена этой земли?

 Ответ: настоящая цена 2 десятин земли - 76 рублей, общая стоимость этой земли тогда - 125 рублей. Крестьянин должен был сразу заплатить 25 рублей (немыслимая цена для него!), и в последующие годы должен был платить по 6 рублей ежегодно. Таким образом, уже за 9 лет крестьянин полностью окупал реальную стоимость полученной земли, а последующие 40 лет отдавал деньги ни за что.

Заключительная часть урока. Она посвящена подведению итогов реформы 1861 г. и результатам работы групп. В частности, можно разобрать различные оценки реформы: Распалась цепь великая. Распалась и ударила одним концом по барину, Другим - по мужику. (Некрасов Н.А. Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»)
Учащимся предлагается подумать, почему «цепь» ударила по барину и объяснить это. «Часто и мы много пишем о больших недостатках крестьянского освобождения... Однако реформа могла быть и много хуже... и это очень важно для российской истории». (Н.Я. Эйдельман.)
Что это значит: «реформа могла быть хуже?»
Ребятам необходимо объяснить, что имелась в виду такая реформа, какой она была объявлена в 1857 г., когда за помещиком сохранялось куда больше земли и власти. «Чем хуже, тем лучше», - так полагали демократы и ждали бунта в ответ на реформу.
Эксперты подводят итоги работы «проектных» групп: чей проект оказался на данном уроке более убедительным?

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Как пошло бы развитие России, если бы победил проект моей группы в 1861 г.?»