К научному стилю мышления через исследование экологических проблем
И.Ю. Сукочева, учитель биологии «Храм науки»! Остается непонятным, как данный «храм» был построен, какие трудности встречались при строительстве и как они преодолевались. Каковы же методы получения нового знания? Они сами формируются в процессе исследования и формируют научный стиль мышления. Если приступающий к изучению наук будет знаком с методами научного поиска, то вскоре и сам сможет внести свой вклад в строительство величественного «храма». На своих уроках я не придерживаюсь какой-то одной педагогической парадигмы – формирующей, развивающей или личностно-ориентированной, да это было бы и не правильно. В зависимости от темы урока, от возраста детей, от их умственных способностей и еще от многих факторов применяю разные технологии этих парадигм. Когда-то технологии формирующей (знаниевой) парадигмы: объяснительно-иллюстративную, алгоритмическую, программированное обучение, технологию полного усвоения знаний, и они часто себя оправдывают. Когда-то, технологии развивающей парадигмы: проблемное обучение (применяю часто), исследовательское (особенно органично включается в уроки химии). В последнее время меня очень заинтересовали и увлекли технологии личностно-ориентированной парадигмы: метод проектов, который очень необходим в нашем «мире перемен» и обучение в сотрудничестве (данный метод особенно важен для формирования личностных качеств каждого ребенка). Остановлюсь на анализе исследовательской деятельности. Для наблюдений и исследований отбираем такие объекты и явления, которые ярко отражают существенные стороны местных природных условий доступные для систематических наблюдений и могут быть использованы для формирования и развития логического мышления, познавательных интересов, совершенствования умений и навыков. За последние годы проведено несколько исследовательских работ, с отчетами о которых ребята выступали на районных эколого-краеведческих конференциях, предоставляли работы для участия в областном конкурсе «Отечество», где были отмечены дипломами и грамотами. Наиболее интересные исследования: - «Медицинская экология» - «Бродячие собаки – реальность современного мира» - «Целебные растения Донского края» - «У лица моего города» - «Экология дома» - «Экология моего квартала» и др. Предлагаемая методика обучения исследовательской деятельности основана на знании особенностей научного эксперимента. Исследовательская деятельность школьников – это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Экология как наука, дает больше возможности для организации такой деятельности, которая способствует развитию интеллекта учащихся, творческому подходу к собственной деятельности, к профессиональному самоопределению ребенка. Сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. И это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют вместе с такими словами как “общество”, “семья”, “культура”. Поэтому одной из главных задач школы является обеспечение ученика необходимыми знаниями и умениями, на основе которых формируются экологическое мышление и экологическая культура. Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того чтобы знания были результатом их собственных поисков, учителю необходимо организовать эти поиски, управлять ими. Все это можно осуществить через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся по экологии. Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Например: “Роль микроорганизмов в жизни человека”. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Например: “Экологический мониторинг по изучению прорастания семени растения ”. Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Например: “Казачьи традиции в решении экологических проблем региона” Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования. Например: “Наблюдение за миграцией популяции муравьев в районе исследования”. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Например: “Антропогенное влияние местного населения, на экологическое состояние биогеоценоза”. Все творческие работы имеют общие элементы:
Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:
Процесс учебного исследования состоит из нескольких этапов: 1. Диагностический этап
Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Например: проблема питьевой воды в районе исследования; проблема перерождения степного биогеоценоза вследствие негативной антропогенной нагрузки.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Например: биогеоценоз в районе исследования.
Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к смене биогноценоза.
Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы.
Метод исследования – это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).
3. Практический этап (этап выполнения) Чтобы создать интересную для ребят творческую среду, ежегодно проводится уже ставшая традиционной неделя экологии. В последний день недели подводятся итоги работы, вручаются грамоты активным наиболее отличившимся ребятам. Каждый учебный год ознаменован участием учащихся в научно-исследовательских работах, участием в олимпиадах, конкурсах, эколого-краеведческих конференциях. Ежегодно наши ребята принимают участие в различных акциях: “Чистый берег”, “Чистый двор”, “День Земли”, “Мы за ЗОЖ”, “Защитим птиц”. Учащиеся, члены экологического кружка занимаются не только научной деятельностью, но и выходят на учеников младших классов с определенной тематикой лекции, ставят сказки. Для учащихся 9-х классов введен факультативный курс «Окружающая среда и здоровье человека». Результатом курса – стали творческие исследовательские работы ребят «Экология моего квартала». Известный специалист в области изучения детской одаренности Н.С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для тех детей, чьи способности не сразу видны. В результате научно-исследовательской деятельности у ребят наблюдается не только развитие мыслительной деятельности, но и приобретают уверенность в себе и как правило эти ребята начинают показывать лидерские качества. Развитие культуры мышления в процессе обучения способствует совершенствование таких ее качеств, как сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему), т.е. целенаправленное развитие его процессом эффективного познавательного поиска. Действительно, у многих ребят исчезает комплекс, они свободно выражают свои мысли, открываются лидерские способности, а главное они становятся защитниками природы.
|