1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Апробация материалов Федеральных государственных стандартов второго поколения в первых классах

Оглавление

Н.А. Вакало, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

Модернизация содержания общего среднего образования сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения, совершенствование учебного плана.
С сентября 2008 года наша школа была включена в апробацию Федеральных государственных стандартов II поколения.
Апробация началась с первых классов. Основными направлениями апробации являются:

  • требования  к структуре основных образовательных программ начального образования;
  • требования к  результатам освоения основных образовательных программ начального образования с целью оценки эффективности реализации Федеральных государственных стандартов II поколения;
  • система оценки достижений планируемых результатов освоения образовательных программ;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Для организации учебной деятельности классными руководителями были выбраны следующие учебные комплекты:

1-а  Соломийчук Т.В.    «Начальная школа 2100»
1-б  Глазунова Г.А.        «Перспективная начальная школа»
1-в  Макарова М.А.       «Начальная школа ХХI век»

Базисный учебный план 1абв классов составлен на основе 1 варианта  Базисного учебного плана школ, принимающих участие в апробации материалов Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.07.2008г. №2213 «Об организации апробации материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения».
Особенностью данного учебного плана является наличие в разделе «Учебные предметы» интегрированного курса «Художественный труд» (2 часа) и раздела «Внеучебная деятельность» (10ч.).
После обычных уроков в учебном базисном плане предусмотрены обязательные 10 часов внеучебной деятельности по следующим направлениям:

- общественно-полезная деятельность (2 часа)
- спортивно-оздоровительное направление  (3 часа)
- художественно-эстетическое направление  (2 часа)
- научно-познавательное направление (2 часа)
- проектная деятельность  (1 час).

Первые трудности, с которыми столкнулись классные руководители – это поиск рабочих программ по каждому направлению. Разработанных и утверждённых программ, соответствующих всем направлениям внеучебной деятельности не было, поэтому  частично их пришлось разрабатывать самостоятельно, утверждая на заседании РМО начальных классов.
При создании примерных программ внеучебной  деятельности классные руководители учитывали требования, предъявляемые к структуре образовательных программ.    

Особенностью содержания внеучебной деятельности является – направленность на формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и национальным ценностям; информационным технологиям; готовности к продолжению образования в основной школе; формирования  здорового образа жизни; элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях; личностного развития обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Целью спортивно-оздоровительного направления является укрепление здоровья школьников путем применения комплексного подхода к обучению здоровью.

Ожидаемые результаты:

  • сохранение здоровья учащихся,
  • овладение учащимися знаниями о ЗОЖ, осознание ответственности за свое здоровье, умение видеть прямую связь между своим поведением и здоровьем,
  • сформированность  межличностных отношений на основе взаимопонимания и взаимоуважения.

Каждая четверть художественно-эстетического направления выделена различными темами: изобразительное искусство, оригами, литературное слушание, театр.
Цель является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Научно-познавательное направление включает знакомство с информатикой и риторикой. Программа позволяет учащимся максимально реализовать свои возможности, решать самые важные возникающие в жизни задачи.
Цель направления: обогатить запас учащихся научными понятиями и знаниями; способствовать формированию функционально грамотной личности, умеющей жить в согласии с окружающим миром, чувствующей ответственность за его сохранность.

Общественно-полезная деятельность направлена на реализацию задач

  • научить школьника понимать красоту, а если это необходимо, защищать и беречь ее;
  • пробудить интерес через общение с природным материалом узнавать растения, цветы, деревья; и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;
  • выработать чувство ответственности и уверенности в своих силах;
  • воспитывать умение общаться с окружающими их людьми, проявляя тактичность, дружелюбие, умение слушать собеседника, доброту и милосердие, почитание старших.

Проектная деятельность осуществляется на основе программы «Моя семья», разработанной классными руководителями первых классов МОУ СОШ №2, утвержденной на заседании районного методического объединения начальных классов.
Проектная деятельность позволяет обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности и творческой активности учащихся. Знания и умения становятся прочными при условии, когда они добыты самостоятельным трудом.
Цель проекта показать приоритетность семьи в нашем обществе.

Задачи:

  • формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирование у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной;
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество).

Часы, отводимые на внеучебную деятельность учащихся, используются на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения. Занятия проводятся  в форме работы групп кооперативного обучения, проектной деятельности,  экскурсий,  круглых столов, КВНов, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

В 2009-2010 учебном году работа по апробации Федеральных образовательных стандартов второго поколения будет продолжена  в первых и во вторых классах.