1 Колонка 2 Колонки Страница: 1 колонка | 2 колонки

Контакты     





Learn russian in ukraine guide for higher education in russian.

Lovely seo services at all times.

Жизнь диких животных зимой

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Оглавление

Лупонос Зоя Николаевна,
учитель – логопед
 МДОУ детский сад  №1   «Аленушка»

           В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения.  От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родителей, воспитателей и логопеда является именно развитие речи. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается  недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Коррекционное воздей­ствие должно основываться на максимальном использовании возможностей  ре­бенка.  При обучении связной речи  я в своей работе использую  приемы мнемо­техники. Мнемоника,или мнемо­техника,— система различ­ных приемов, облегчающих запоминание и увеличиваю­щих объем памяти путем об­разования дополнительных ассоциаций.
Так как  у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают фак­ты, предметы, явления, дидактическим материа­лом у меня служат мнемотаблицы — схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  1. развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мыш­ления;
  2. развитие мелкой мотори­ки рук при частичном или полном  графическом  воспроиз­ведении текста.

Использование опорных рисунков для обучения заучи­ванию стихотворений увлека­ет детей, превращает занятие в игру.  Зритель­ный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушива­ния, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет значительно быстрее запом­нить текст. Для разучивания каждого стихотворения я разрабатываю и составляю свою мнемотаблицу. Сначала я подбираю  опорные элементы и фрагменты картин­ки к выбранному стихотворе­нию (желательно на каждую строчку), сканирую и  при помощи компьютера обрабатывая отдельные фрагменты создаю картинку. И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. За период моей работы в качестве учителя-логопеда мною создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики: «Хлеб», «Весна пришла», «Снежная баба», «В лесу», «Защитники», «Моя мама» и многие другие. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. Затем провожу словарную работу по произведению, беседу по смыслу прочитанного, и предоставляю возможность  воспроизвести текст  детьми с опорой на рисунки. Таблица-рисунок висит на видном ме­сте в кабинете логопеда.
Конспект занятия по  развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Жизнь диких животных зимой.     

Коррекционно - образовательные  цели:  Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний   период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» {животное, зверь, медведь, волк, лиса, белка, еж,  мех, шкура, лапа, берло­га, нора; дикий, хищное,).
Обучение детей заучиванию стихотворения с опорой на зрительные образы
( мнемотаблицы.).  Совершенство­вание грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -am-, -ят.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внима­ния, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Общих речевых навыков, звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви  к чтению художественной литературы, поэзии; бережного отношения к природе.

Оборудование.
Компьютер, сухой бассейн (фасоль), фигурки животных, султанчики для дыхательной гимнастики, мнемотаблица для стихотворения «Медведь в лесу», пирамида игр, произведение П.И.Чайковского «Времена года. Зима» (в записи).

Предварительная работа. Разучивание пальчикового массажа «Медведь». Чтение сказки  М. Рапова  «Ёжинька  и  белочка»,  рассказов В.  Бианки  «Готовятся к зиме»,  «Приспособился».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Со­здание эмоционально положительного фона.
  2. Развитие тонкой мо­торики, тактильной чувствительности. Работа в сухом бассейне (фасоль или горох) Поиск плоскостных фигурок.
  3. Составление описательного рассказа.  Описание по схеме внешнего вида и особенностей диких животных (найденных в сухом бассейне).

            Спросить 3-х 4-х детей.

  1. Выразительное чтение стихотворения Л. Квитко «Медведь в лесу»
  2. Словарная работа.  Работа над фразами и словами: «Стужа на носу», «Лес почти совсем  раздет»,  «Ветер веет, сеет», «Вечер упал».
  3. Беседа по содержанию.
  4. Повторное чтение стихотворения с установкой на заучивание.
  5. Самостоятельное чтение стихотворения детьми (1-2 ребенка).
  6. Физминутка. Дыхательная гимнастика.
  7. Чтение стихотворения остальными детьми. (Анализ и оценка рассказывания стихотворения – после каждого прочтения ребенком).
  8. Игра – лабиринт: «Помоги медведю добраться до берлоги», «Какие животные спрятались?»
  9. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в ка­
бинет, где при входе на полу стоит ёмкость  с горохом   или фасолью. В  ней спрятаны плоскостные изображения диких  животных.

Логопед.
Подойдите к сухому бассейну  и опустите в него руки и найдите по одному предмету.   Дети выполняют задание.

Логопед
. Что вы нашли?

Дети.
Мы нашли фигурки белки, медведя, лисы, волка.

Логопед.
Кто это такие?

Дети.
Это дикие животные.

Логопед.
Почему их так называют?

Дети.
Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают   пищу.

Логопед.
На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о  диких животных, об их жизни зимой, а еще я расскажу вам историю, которая произошла с одним из животных.

2. Основная часть

1 Логопед. Ребята,  сейчас вы составите рассказ - описания о тех живот­ных, фигурки которых достали из бассейна.  Сначала вы скажете, как называется ваше животное и далее по схеме описания  животного (Приложение 3).
1 -й ребенок. Белка живет в дупле дерева. У нее длинный пушистый хвост, а уши кисточкой. К зиме белка запасает орехи, шишки, грибы. Белка не кричит, а цокает «ц-ц-ц». Детеныш у нее  -  бельчонок.
2 -й ребенок: Волк — хищное животное, живёт в логове, которое устраивает. Внешне похож на соба­ку, шерсть у него серая; он 2 быстро бегает. Волки охотятся на оленя, круп­ных животных только стаями, а поодиночке — на мелких зверей.
Детёныш волчицы — волчонок, малыши-волчата похожи на щенят.
3 3-й ребенок:  Лиса — хищное животное, ростом больше кошки, но меньше со­баки, живёт в норе; на лапках когти, длинный пушистый хвост — краса и гордость лисы. Тело её покрыто пушистым, коричне­вым или рыжим мехом. У неё очень хорошее чутьё: по следам она нахо­дит мелких зверей — мышку, ежа, зайца.
4 4-й ребенок: Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его де­теныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет мура­вейники.
Логопед хвалит каждого ребенка  за составленный рассказ.

3. Чтение стихотворения Л. Квитко: «Медведь в лесу»
Логопед: Ребята, сейчас, я расскажу вам  историю, которая произошла с медведем  в самом начале зимы, когда он готовился к зимней спячки.  Это стихотворение, а написал его поэт Л. Квитко. (Дети садятся на стульчики, и логопед демонстрирует презентацию на стихотворение Л.Квитко «Медведь в лесу». Показ слайдов сопровождается выразительным, эмоциональным чтением стихотворения наизусть).

Л. Квитко
«Медведь в лесу»

Ходит по лесу медведь,
Бродит по лесу медведь
-Стужа,  стужа  на носу —
Очень холодно в лесу!
Лес почти совсем раздет:
5Ни гнезда,  ни птицы  нет.
Только ветер стонет, стонет,
По тропинкам листья гонит
То туда,     то сюда.
Стал на цыпочки медведь,
Лапы вытянул медведь:
— Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной  налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!
Ветер веет,   веет,    веет.
Теплым снегом сеет, сеет,
Пух да пух — Бело вокруг.
Сразу тихо-тихо стало.
Снег лежит, как одеяло.
Вечер на землю упал...
А куда ж медведь пропал?
Кончились тревоги —
Спит в  своей  берлоге

4. Беседа по содержанию. Словарная работа

Логопед. Дети. Вам понравилась история про медведя?

Дети. Да.

Логопед. Скажите, ребята как вы понимаете «Стужа на носу»?

Дети. – Моя мама говорит: отчет на носу.

Логопед. Правильно ребята,  это значит, скоро будет стужа, 
холод. А что, значит  «Лес почти совсем  «раздет»?

Дети.  – Листья – это одежда деревьев, а ветер дует листочки
срывает и как бы «раздевает» деревья.

Логопед. Правильно. Дети, скажите, с кем разговаривал медведь?

Дети.  – С ветром.

Логопед. Что просил медведь у ветра?

Дети.  – Что бы он ни свистел, а снегом все запушил.

Логопед. А как он просил?

Дети.  Стал на цыпочки медведь, лапы вытянул медведь…

Логопед. Давайте  вместе  с медведем попросим ветер:  (Хоровое  повторение просьбы медведя)

Дети. — Ветер, ветер, не свисти!
Тучей снежной  налети!
Все деревья запуши,
Все кусты запороши!

Логопед. Ребята, как вы думаете, ветер выполнил просьбу  медведя?

Дети. Выполнил, он стал потихоньку веять и снегом сеять, и
насыпал снега как «покрывало».

Логопед. Да ветер молодец выполнил просьбу медведя. Скажите
дети, что значит, снег лежит как «одеяло»?

Дети. Под снегом тепло – и муравьи не замерзают и мышки и  корешки.

Логопед: Молодец! Саша ты правильно понимаешь.  А кто скажет
как вечер на землю упал?

Дети. Зимой день короткий, солнце садиться и быстро темнеет.  Вот и говорят, что упал вечер -  быстро стемнело.

Логопед. Правильно! Ребята послушайте еще раз это Стихотворение

5. Повторное рассказывание стихотворения с установкой  заучивание стихотворения. ( Выставить мнемотаблицу)
Логопед читает  стихотворения эмоционально, выразительно  соотнося каждую часть  с картинкой мнемотаблицы  показывая указкой последовательность.

6. Физминутка.  Дети  имитируют:

  • походку медведя,
  • стояние во время просьбы: 

- стал на цыпочки медведь,
- лапы вытянул медведь.

  • Спит в берлоге.

7. Дыхательная гимнастика. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Зима» дети выполняют упражнения гимнастики:

  • Ветер: -  свистит,
  •                          -  стонет

  • Буря
  • Веет

8. Повторное рассказывание стихотворения с установкой
    заучивание стихотворения.
Логопед. Дети, я прочитаю стихотворение еще раз. Вы постарайтесь запомнить интонацию, высоту голоса с которой я произношу слова стихотворения  на каждой картинке. (Читается стихотворение логопедом с опорой на картинки мнемотаблицы).

9. Чтение стихотворения детьми.
       Дети рассказывают стихотворение с опорой на картинки мнемотаблицы, логопед помогает детям, с разным уровнем речевого развития используя приемы: подсказки первых слов строки, трудных слов, прием сопряженной речи и другое.

10. Анализ  детского прочтения стихотворения.
После каждого прочтения стихотворения детьми следует анализ рассказывания с привлечением детей с хорошей памятью.

11. Игра.   Ребята, медведь оставил свои припасы нам с вами, но чтобы добраться до них нужно выполнить задания: первое найти всех животных, которые спрятались на картинке (детям предлагаются картинки-загадки «Какие животные здесь спрятались?»)   Приложение 4
Второе задание: Игра – лабиринт  «Помоги медведю  добраться до берлоги».   Приложение 3.

12.Итог занятия.  Логопед: Ребята, что нового мы узнали на  занятии?
Дети: -  Историю о медведе, которая приключилась  с ним в начале зимы.
- мы помогали медведю дойти до берлоги и дорисовывали правильно буквы, которые мы знаем.
- находили на картинке спрятавшихся животных и описывали их по схеме.
- учили новое стихотворение.
Логопед: Молодцы, ребята, много мы сегодня успели сделать и узнать на нашем занятии. А самое главное мы с вами выучили стихотворение Л. Квитко «Медведь в лесу», трудно было запоминать его?
Дети: Нет. С таблицами мы учим стихи  быстро.

 Приложение 1
6  

Приложение 2
Схема описания животных.
7

  1. Как оно называется? 2. Это дикое или домашнее животное? 3. Где оно живет? Как называется его жилище? 4. Какого оно размера? 5. Какого оно цвета? 6. Чем покрыто его тело? 7. Какие части тела у него есть (их особенности)? 8. Как называются детеныши животного? 9. Какие звуки издает животное?  10. Чем оно питается?

Приложение 3
Игра - лабиринт

8

Приложение 4
Картинка - загадка
Какие животные здесь спрятались?

 

9