1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     



Официальный интернет-портал правовой информации

       


«Развитие муниципальной системы образования в контексте основных стратегических ориентиров: достижения, проблемы, перспективы»

Добрый день, уважаемые участники и гости районной августовской педагогической конференции!

Приветствую Вас на нашем ежегодном пленарном совещании, формат которого позволяет проанализировать результаты прошедшего учебного года, обсудить успехи, сформулировать новые задачи, вести открытый профессиональный разговор.

Образование — динамичная структура, которая требует постоянного развития, изменений с учетом запросов общества. В настоящее время перед системой образования стоят важные задачи, обусловленные реализацией Указа Президента № 204 от 07.05.2018г. и Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года и вместе с тем отражающие специфику социально-экономических условий развития Ростовской области и Константиновского района.

В сети образовательных организаций района на начало 2018-2019 учебного года произойдут небольшие изменения. По решению учредителя 31 августа закроется Вечерняя школа. Остальные образовательные организации будут работать в прежнем режиме. Планируется, что 1 сентября 2018 года за парты сядут 3150 учащихся, из них 311 первоклассников, детские сады будут посещать почти 1300 воспитанников. 480 педагогических работников- учить и воспитывать детей.

В прошедшем учебном году в общем образовании продолжилось плановое внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. В 2018-19 учебном году по новым стандартам будут обучаться уже 90% школьников района от общего числа на всех уровнях общего образования, что является высоким показателем по Ростовской области. (СЛАЙД).

По поручению Президента РФ Минобрнауки России предложен проект новой редакции ФГОС начального и основного общего образования. Эти изменения направлены на сохранение единого образовательного пространства страны и коснутся только обязательной части стандартов, а в остальном у школ сохранится свобода выбора.

Совершенствование стандартов — только одно из условий современного образования. Для получения качественного образования важно не только его современное содержание, но и объективная оценка результатов.

Общероссийская система оценки качества образования на федеральном уровне постоянно совершенствуется, расширяется спектр оценочных процедур.

Всероссийские проверочные работы являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования. Так, в конце 2017-2018 учебного года во всех школах прошли ВПР для учащихся 4-х, 5-х, 6-х и 11-х классов, спектр предметов был очень широк. Исследование проводилось по единым для всей страны вариантам и оценивалось по единым критериям.

Хочу обратить внимание руководителей общеобразовательных организаций на то, что по данным федеральной службы по надзору в сфере образования в ходе проведения проверочных работ в Ростовской области выявлены школы с признаками необъективности результатов ВПР. Школ нашего района среди них нет. Но в вашем распоряжении, уважаемые коллеги, появилась небывалая доселе возможность — видеть и анализировать знания каждого ученика на фоне школы, муниципалитета, региона и даже страны.

На основании полученных результатов необходимо скорректировать систему внутришкольного контроля, а учителям начальных классов и учителям-предметникам использовать результаты диагностических работ в формате ВПР как основу изучения эффективности своей профессиональной компетенции и дальнейшего совершенствования образовательного процесса.

В 2019 году график проведения ВПР значительно расширится, к 4,5,6 и 11 классам присоединятся 7 и 8 классы по восьми предметам. (СЛАЙД)

Думаю, коллеги, что в наших общих интересах иметь и в дальнейшем достоверные показатели качества образования. Примите это во внимание!

Нововведения коснулись и проведения ГИА в 9 классах.

Процедура ОГЭ каждый год усложняется и практически приближена к Единому государственному экзамену. Рособрнадзор постепенно смещает акценты в сторону усиления контроля за проведением основного государственного экзамена. Мы не в первый раз говорим о необходимости системной работы по профилактике неуспеваемости, и эта задача должна решаться, начиная с начальных классов! Не должен ребенок приходить в 5-й класс с грузом не решенных педагогом проблем. Учителям-предметникам необходимо поддержать и развить интерес к различным наукам, обеспечить получение образовательных результатов каждому из своих учеников, в том числе детям «группы риска» и детям с ОВЗ!

Конечно же, самая обсуждаемая в образовании тема — это Единый государственный экзамен, объективность его проведения и результатов. В 2018 году вновь усложнилась процедура ЕГЭ, усилилась его техническая составляющая. Как и по всей Российской Федерации, на нашем ППЭ № 29 на всех экзаменах использовались технологии печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях и сканирования экзаменационных материалов после окончания экзамена. Это потребовало обучения всех работников ППЭ новым технологиям и их освоения в ходе апробаций. Пользуясь случаем, благодарю за большую работу по организации и проведению ЕГЭ всех работников системы образования, которые приняли участие в экзаменационной кампании 2018 года.

Из 122 выпускников школ нашего района 120 справились с экзаменационными заданиями по обязательным предметам и получили аттестаты о среднем общем образовании.

Ситуация с результатами по математике по сравнению с прошлым годом улучшилась. Так, ЕГЭ по математике базового уровня в этом году 85% выпускников сдали на «4» и «5», в прошлом году таких обучающихся было 77%. По математике профильного уровня средний балл увеличился на 6 позиций (в 2017 — 35, в 2018 — 41), не преодолели минимальный порог в этом году 10 человек, тогда как в прошлом — 35. Также удалось значительно повысить результаты по биологии — на 9 баллов (2017 −41, 2018 — 50).

Блестящие результаты показали 8 выпускников городских школ, набравших более 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку, также одна выпускница Средней школы № 1 набрала 94 балла по литературе и одна выпускница Средней школы № 2 набрала 93 балла по обществознанию.

К сожалению, есть и проблемные точки! Традиционно самый выбираемый предмет на ЕГЭ — обществознание. Количество выпускников текущего года, не преодолевших минимальный порог по этому предмету, составило 19%, средний балл снизился на 6 позиций, по информатике не сдавших — 23%, по химии — 17%, по физике — 9%, по биологии — 8%. В статье 59 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «государственная итоговая аттестация проводится... в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта». Получается, что все, не преодолевшие минимальный порог, не освоили образовательный стандарт! Значит, нам необходимы качественные изменения в процессе преподавания, подробный педагогический анализ используемых методических, информационных и других ресурсов на школьных педсоветах, районных методических объединениях для построения образовательного маршрута каждого ребёнка.

Современный мир становится более сложным, динамичным. Поэтому одной из важнейших проблем образования остаётся обеспечение развития одарённости детей и создание условий для её проявления.

Ключевую роль в подготовке одаренных детей играет дополнительное образование, которое способствует развитию их талантов и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению. В год 100-летия дополнительного образования в России в Константиновском районе 81% детей в возрасте от 5 до 18 лет обучаются по программам дополнительного образования, что выше среднеобластного показателя на 6%. Особое внимание на сегодняшний день уделяется таким приоритетным направлениям дополнительного образования, как техническое и естественнонаучное. Увеличение количества детей, обучающихся именно по этим направлениям, определено Стратегией социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года.

Если развивать спортивную и творческую одарённость детей помогает система дополнительного образования района (2 спортивные школы, Детская школа искусств, Центр внешкольной работы), то развитие интеллектуальной одарённости — непосредственно задача детских садов и школ.

Каждая образовательная организация реализует Программы духовно-нравственного развития детей, основанные на культурно-исторических традициях донского казачества и региональных особенностях Донского края.

Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна реализовываться как в начальной школе, так и на уровне основного общего образования в рамках учебного плана за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в качестве отдельного учебного предмета. Приоритетным предметом, выбранным в школах района, является История Донского края.

Профильные казачьи смены в этом году организованы в лагерях с дневным пребыванием детей на базе 7 (семи) школ.

Первого сентября 2016 года по всей России был дан старт Всероссийскому военно-патриотическому общественному движению «Юнармия». Цель движения — вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся учёных и полководцев.

В ноябре 2017 года во Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» вступил первый отряд константиновских юнармейцев — участники клуба «Патриот» Средней школы № 2.

Обучающиеся принимают участие в слётах и учебно-тренировочных сборах регионального отделения движения «Юнармия». В июне в лагере с дневным пребыванием на базе Средней школы № 2 реализована Программа «Юнармеец». В 2018 году в «Российское движение школьников» вступили Гапкинская, Николаевская, Стычновская и Нижнежуравская школы.

Продолжается внедрение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)».

Согласно рейтингу Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области среди 55 центров тестирования ГТО муниципальных районов и городов Ростовской области за 2017 год Константиновский центр тестирования ГТО занял 2 место.

Благодарю за совместную работу судей ГТО, учителей физической культуры, тренеров-преподавателей района, администрацию и коллективы образовательных организаций за популяризацию, пропаганду и участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Современная социокультурная ситуация ставит ряд новых задач перед системой образования. Среди них — получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами. Наша задача — в 2018-2019 учебном году реализовывать направления ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью в 1,2,3-х классах. В районе созданы все необходимые условия для реализации этих стандартов — работает территориальная ПМПК, с 2015 года введено 14 ставок педагогов-психологов, 17 ставок логопедов, педагогами пройдены курсы повышения квалификации. В детских садах и школах образовательный процесс должен быть ориентирован на качественное обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей. Основной проблемой остается раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и построения для них индивидуальной образовательной траектории.

Хочется отметить, что в апреле 2018г. впервые опыт нашего района в инклюзивном образовании был представлен на региональном этапе Всероссийского конкурса Средней школой № 1 в номинации «Лучшая инклюзивная школа» и детским садом «Аленушка» в номинации «Лучший инклюзивный детский сад». Надеемся на дальнейшую активную работу по данному направлению со стороны всех образовательных организаций.

Говоря о дошкольном образовании мы не должны забывать, что для родителей важно не только предоставление места в детском саду, но и качество образовательной среды, психологический комфорт, сохранение здоровья ребёнка; развитие базовых качеств личности. Качественными показателями организации дошкольного образования в 2018 году стали присвоение статуса федеральной пилотной площадки по внедрению программы дошкольного образования для детей от двух месяцев до трех лет детскому саду № 3 «Солнышко», муниципального методического ресурсного центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детскому саду № 14 «Теремок», победа воспитанников детского сада № 4 «Золотой ключик» в областном конкурсе детских рисунков «Страны мира — гости Ростова», приуроченного Году детского спорта в Ростовской области и Чемпионату мира по футболу, работы которых размещены на экспозиционной площадке города Ростова-на-Дону.

Возвращаясь к теме воспитания, не могу не отметить актуальность регионального проекта «Современные родители». Впервые государство обратило пристальное внимание на эту категорию участников образовательного процесса. Главная задача — создание условий для вовлечения как можно более широкого круга родителей в образование и семейное воспитание.

Нельзя сказать, что мы с вами ничего не делаем в этом вопросе, Традиционными для муниципальных бюджетных образовательных организаций являются: спортивные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья», «Мой папа — самый лучший»; праздничные программы ко Дню защитника Отечества и международному женскому дню, дни именинников, праздники «Мы школьниками стали» и выпускной бал; классные часы «Семейные ценности», «Крепкая семья — сильная Держава», «Ребенок в правовом поле семьи»; защита индивидуальных проектов с приглашением родителей «Моё генеалогическое древо»; конкурс сочинений «Мамины глаза, папина улыбка...»; игра-путешествие «Семейные традиции наших предков»; библиотечные чтения «Мать как чистейшей любви божество». Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями в образовательных организациях за прошедшие два учебных года были организованы районные курсы и тренинги для родителей по актуальным проблемам воспитания детей, профилактики вредных привычек и формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни. Охват участия родителей в районных мероприятиях — более 300 человек. Нам предстоит продолжить работу в этом направлении, основываясь на наиболее актуальных проблемах воспитания.

В целях организации эффективной воспитательно-профилактической работы необходимо создание консультационных пунктов и ресурсных центров по комплексному сопровождению детей с ОВЗ, где родители получают психолого-педагогическую и консультативную помощь.

Для обеспечения высокого качества образования требуется, в том числе, совершенствование условий обучения в образовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами.

На подготовку образовательных организаций к новому учебному году из средств муниципального бюджета израсходовано 3млн. 498 тысяч рублей.

В Стычновской и Михайловской школах на школьные маршруты выйдут два новых автобуса. В Верхнепотаповской, Нижнежуравской, Михайловской и Белянской школах проведены работы по замене деревянных окон и дверных блоков металлопластиковыми. На условиях софинансирования областного и местного бюджетов в Верхнепотаповской школе проведен ремонт кровли на общую сумму 1млн. 559 тыс.руб.

За счет средств резервного фонда

— для школ района приобретена компьютерная техника и оргтехника на сумму 1млн. 946 тыс.руб.,

— для Центра внешкольной работы закуплено оборудование — интерактивные образовательные решения LEGO, а также оборудование для пищеблока детского сада «Аленушка»,

заменены оконные блоки в детском саду «Виноградинка».

Всего в прошедшем учебном году из федерального, областного и муниципального бюджетов в систему образования Константиновского района направлено почти 432 млн. рублей, в том числе 154 млн. из местного бюджета.

Уважаемые коллеги!

В решении глобальных задач, влияющих на будущее нашего района, области, страны, педагогам отводится ключевая роль, ведь именно вы создаёте человеческий капитал!

Конечно, всё труднее угнаться за растущими требованиями общества к качеству нашей работы, всё острее встают вопросы воспитания подрастающего поколения. Но настоящий педагог, обладающий профессионализмом и творчеством, может ежедневно преодолевать сложности, решать непростые проблемы. Мы всегда выполняли и, несомненно, выполним все задачи, поставленные перед нами. Предстоит большая и интересная работа. В ней нам необходима поддержка руководства области и федерального министерства.

Благодарю Главу Администрации нашего района за постоянное внимание и помощь в решении задач развития образовательного комплекса.

Также выражаю признательность всем главам сельских поселений, руководителям образовательных учреждений за эффективную совместную работу.

Уверена, что вместе мы сможем решить все поставленные задачи, вырастить творческих, умных, смело мыслящих, инициативных людей.

В новом учебном году от всего сердца желаю вам здоровья, творческого поиска, общественного признания!

Здоровья, счастья и благополучия во всем.

С наступающим новым учебным годом!