1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Театральная педагогика в школе

Оглавление

1

Г.Н. Ефремова,  учитель литературы,
руководитель театральной
студии «Синяя птица»


Театр – это школа,
в которой учатся с удовольствием,
не замечая того, что учатся.
И.Ф. Шиллер

Педагогика давно осознала роль  театра как мощного воспитательного средства и видит в театре возможность раскрыть творческий потенциал ученика, развить его духовные силы, способствовать самопознанию.  Театр может помочь в поисках путей качественного изменения образовательной среды школы – создание  интегрального образовательного пространства, характеристиками которого являются преодоление разрозненности  школьных предметов, единая программа развития личности, сбалансированность обучающих и воспитательных задач, учёт личностных  приоритетов самих учащихся.  Задача школы – не придумать театр для детей, который отвечал бы представлениям  педагогов о театральном искусстве, а создать  для театра такие условия, в которых ребенок мог бы органично жить, учиться понимать себя и осваивать мир.
Нужен ли сегодня школьный театр?  Остается ли он востребованным современными детьми?
Вот что удалось выяснить из анкеты, проведенной среди учащихся нашей школы, в которой  есть своя театральная студия «Синяя птица»,  созданная в 2006 году.  На вопрос: «Нужен ли театр, в котором играют дети, и почему?» - ученики отвечали «нужен» и, кроме общих слов – «развивает», «находит таланты», «учит преодолеть стеснение», так объясняли свой выбор: «Нужен, так как дети откровеннее, чем взрослые»; «На детей интереснее смотреть, чем на взрослых»; «Это интереснее, чем игра взрослых: у взрослых есть опыт, а у детей нет». Сказанное позволяет занять обоснованную позицию: театр плодотворен и полезен и детям, и взрослым.  
В нашем театре ждут всех: талантливых, открытых для общения, менее общительных, живущих в своем мире, не отмеченных яркими художественными способностями, но искренне любящих  и готовых ему бескорыстно помогать. Мы не испытываем недостатка ни в артистах, ни в художниках, ни в певцах, ни в танцорах.  К нам каждый год приходят новые дети, и берем всех, даже самых  робких и застенчивых.  Сколько  у нас было «актеров», которые сами не верили, что смогут заставить себя  выступать на сцене! Театр  помогал  детям  с тихим голосом, с дефектами дикции, с незначительными внешними недостатками.  Играя, они забывали о своих проблемах. Им хотелось быть со всеми,  творить.  И у них получалось.  Зрители воспринимали их доброжелательно, с полным доверием.  Помощь сцены  таким неуверенным в себе ребятам переоценить трудно.  В этом случае можно  смело говорить об арттерапии,  которая работает подчас эффективнее  и надежнее,  чем у профессиональных психологов. 
В нашем театре нет «премьеров», «статистов», «стариков» и «новичков».  Здесь все – живой единый организм,  у которого одна задача:  успешно довести до конца свое  творение – спектакль.
Мы дорожим дружеской, благожелательной атмосферой в  коллективе и очень ценим  доброе отношение наших зрителей.  Мы чувствуем,  что  нужны, что нам верят.  Ради этого стоит потрудиться! 
В течение каждого учебного года театральная студия «Синяя птица» представляет 5 спектаклей: ко Дню учителя, Дню рождения школы, к праздникам - Новый год, 8 Марта, 9 Мая. Самый любимый спектакль у зрителей  - на военно-патриотическую тему в рамках акции «Венок памяти». За три года на сцене были поставлены разножанровые спектакли по произведениям как отечественных и зарубежных классиков, так и современных авторов. Представляем вашему вниманию тематику спектаклей

2
3

4
Такое зрелищное, эмоциональное явление, как спектакль, несомненно, поучая и прививая  добрые чувства, к тому же еще и способствует желанию читать.  В последние годы в школе мы наблюдаем одну и ту же картину: в  библиотеке вырос интерес к авторам книг,  по чьим произведениям был поставлен спектакль. 
Коллектив МОУ СОШ №2,  обращаясь к театру, отвел ему роль дидактического средства и впустил в свое образовательное пространство, определяя его значение в более широком смысле – «театр – жизнь». Мы считаем, что в век жесткого давления бескультурья театр тормозит «духовную коррозию» общества. Детям, живущим в виртуальном мире театра,   удается легко и правильно  разрешить на сцене то, что невозможно сделать  в реальности. Пусть хоть на сцене, но «театр наказывает  тысячи пороков, оставляемых судом  без наказания». 
Нашей студии «Синяя птица» повезло,  что она существует в школе, в которой педагогическим коллективом созданы все условия для того, чтобы театр отвечал запросам детей, был востребован и любим ими.