1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Школьная библиотека – творческая мастерская

Оглавление

Иванокова

И.В. Иванкова, заведующий библиотекой

Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
В.А. Сухомлинский

Роль чтения в обществе и в школе последнее время приобретает огромное значение, что связано со многими факторами, первым среди которых является становление информационного общества, распространение компьютерных технологий и, как следствие, расширение понятия грамотности, формирование понятий академической, функциональной, информационной, экономической грамотности.
Важным фактором, влияющим на изменение роли чтения, является положение школы в обществе как единственного социального института, через который проходят все дети.
Творчество мы наблюдаем там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое в своем сознании. В процессе творчества происходит мобилизация воображения, памяти, ассоциативных связей, изнутри формируется духовный мир личности. Об этом же говорил русский философ Н.Бердяев, для которого творчество было главной темой его жизни. Творчество долгое время связывали лишь с особо одаренными личностями. Однако это утверждение ныне признано ошибочным. Способностью творить в той или иной мере обладает каждый человек. Это позволяет не только приспосабливаться к окружающему миру, реагировать на него, но и обновлять его. В творческих возможностях скрыты огромные естественные ресурсы, богатство будущего.
Целью работы по воспитанию творческого читателя является:
- создание единой образовательной информационной среды, повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса, развитие творческих способностей детей.
Воспитывая творческого читателя,  библиотека решает следующие задачи:
- развивает у детей интерес к книге и стремление к чтению;
- прививает навыки чтения и умения читать с удовольствием;
- развивает читателей путем организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации;
- стимулирует творческое чтение.
Для реализации данных целей и задач, в школе создана  образовательная среда, способствующая приобщению детей к чтению.  Основными характеристиками такой среды являются:
- информационная насыщенность;
- свободный доступ учащихся к информации;
- развивающее воспитывающее пространство школы;
- обогащение и расширение приемов, методов работы учителя, психолога, библиотекаря;
- углубление и расширение содержания способов внеклассной работы;
- профессиональный и творческий рост коллектива.
Воспитание творческого читателя включает несколько стратегий для ученика через информационно-поисковую деятельность:
- сотрудничество;
- общение;
- непрерывность.
Сотрудничество вовлекает библиотекаря и учащихся в совместную работу. Такое сотрудничество помогает в процессе учения.
Общение – это важная стратегия в воспитании творческого читателя и это основа сотрудничества. Обсуждение, беседы помогают аккамулировать  мысли.
Непрерывность предполагает понимание того, что учение – это процесс, который требует времени. Учение через чтение, размышление, творчество.
Исследования в области креативности показали многосторонность творческих способностей. Каждый вид деятельности определяет и свой вид творчества. Свой вид творчества определяет и чтение. В процессе чтения, в пространстве его свободы, ребенок обогащается новыми впечатлениями, которые, соединяясь с опытом переживаний и знаний и одновременно с реальным миром, создают единственный в своем роде уникальный сплав образов, звуков, картин, идей.
Школьная библиотека занимает ведущее место в образовательном пространстве школы, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствует развитию информационной грамотности учащихся, стимулирует творческое начало читателей.
Опыт убеждает: именно творчество способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него Читателя. Творческое чтение – это не только путь к книге, но и путь к духовному развитию самого человека, к обогащению его внутреннего мира. Оно создает основу для развития творческой личности в целом: активность воображения, фантазии, способность самовыражения, необходимых человеку в любых видах деятельности.
Творчества как продукт чтения часто находят выражение в виде рисунков, отзывов, сочинений,  рефератов, театрализованных импровизаций, игр и других.
В условиях нашей библиотеки используются и стимулируются такие продукты творческого чтения, как:

  • рисунок
  • поделки   
  • театрализация
  • плакаты
  • макеты книг
  • литературное творчество ребенка     

Часто детям младшего школьного возраста предлагают сделать рисунок на тему прочитанного произведения. Это психологически обосновано тем, что словарный запас ребенка для передачи чувств, настроений и мыслей невелик, как недостаточны и его языковые возможности. Поэтому рисование для детей 10 лет является тем инструментом, который позволяет ему в доступной форме выразить гамму чувств и представлений, рожденных прочитанным.
Превращая свои зрительные образы в рисунок, осмысляя свой опыт читательских впечатлений, ребенок создает объект заново, каким он видит и чувствует его сам. Оценивая рисунки разных детей на одну и ту же книгу,  я  исхожу из того, как по-разному дети воплотили в рисунке одну и ту же сцену, как проявились в рисунке личность ее автора, оригинальность замысла решения.
Чтобы не ошибиться в оценке детских рисунков, прибегаю к комментариям самих авторов. Разновидностью рисунков детей по следам прочитанного являются изготовленные читателем книжные закладки, плакаты, макеты книг.
Работа по организации действующей выставки детских рисунков и других видов изобразительного творчества, стимулированных чтением, убеждает в художественной одаренности многих детей, чьи произведения без доли снисхождение являются культурной ценностью. То же самое можем сказать и о литературном творчестве ребенка, продиктованном впечатлением от прочитанных книг. Опыт многих начинающих поэтов и прозаиков показывает, что первые импульсы к самостоятельному творчеству они получили в момент чтения.
Сильными впечатлениями душа ребенка нередко обогащается в процессе захватывающего чтения конкретной книги или в результате знакомства с творчеством того или иного поэта в целом, поразившим воображение читателя.
1Так в год 200 - летия со дня рождения А.С.Пушкина в библиотеке в папке творческих работ детей появилось сочинение Исмаиловой Снежанны «Книга моего детства» и стихотворение «О, Пушкин!».
К 100 летнему юбилею Н. Носова в папке творческих работ детей появились рисунки к  прочитанным произведениям и стихотворение ученицы 3 «А» класса Аликуловой Риты «Я в цветочном городе».
Большой интерес у детей вызывает выставка творческих работ « Я люблю читать!»

2 Душа читающего ребенка может излиться не только стихами, но и прозой. Он может найти претворение в читательском отзыве, в письме, в дневниковой записи, научном исследовании. Литературное творчество, как известно, неразрывно связано с языковым развитием.
Большое значение в деле стимулирования читательского творчества имеют специальные папки, в которых собираются детские работы: сочинения, рефераты, отзывы, стихи, рассказы, исследования, рисунки.
Театрализация пъесы А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся»

В работах детей просматривается оригинальность, самостоятельность выполнения, отражение в них своего видения мира, особенности восприятия, эстетическое своеобразие.
3 Еще один продукт читательского творчества – театрализация, неразрывно связанной с игрой ребенка. Игра, как известно, заложена в природе ребенка. Через игру он познает мир, учится вступать в общение с другими. Это обучение через действие, через взаимопонимание личности с компонентами окружения. В игре ребенка с самим собой возникает очень важное внутриличностное общение, в котором ребенок открывает себя и свои возможности. Игровое поведение как раз и лежит в основе театрализации. Оно отвечает потребности ребенка в перевоплощении, в активном действии, в котором реализуются его знания, умения, впечатления. Они легко вживаются в сценарий, соединяя реальное и вымышленное в одно целое. Но главное, что в процессе такого творчества рождается «нечто», и это «нечто» - в открытии личного смысла и ценности произведения, в самосознании, включении своего индивидуального опыта и фантазии в пространство книги.

4
Театрализация пьесы А. Н. Островского
«Свои люди – сочтёмся!»

Наиболее доступная форма театрализации в библиотеке – это театр книги. Он возможен в любой библиотеке и не требует от библиотекаря режиссерского и актерского образования.  В него включаются элементы инсценировок, мини-спектаклей, театрализованных действий.
При подготовке праздников, проводимых библиотекой, на специальных занятиях, предваряющих представление, дети учатся выразительному чтению, занимаются упражнениями для развития памяти, внимания, фантазии, воображения. Доминирует на занятиях работа над текстом. Его читают вслух сначала в целом, потом по ролям, пропускают через себя, обсуждают замысел, характеры героев, мотивы тех или иных поступков и действий. После этого дети учат текст и начинаются репетиции. Декорации и костюмы дети делают сами с помощью родителей, учителей, педагогов-организаторов внеклассной работы.
Какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, библиотека ни стимулировала, все они ведут к главному продукту – творчеству самой жизни.
Способность к самовыражению, дивергентное мышление, активность ассоциаций, приобретенных в процессе реализации творческого чтения, важны в любой ситуации. Они важны и в принятии решений, требующих мобилизации опыта, комбинации его в новые структуры, нахождение новых связей.
В творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и окружающим миром.
Читательскому творчеству в Муниципальном образовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы №2» г. Константиновска уделяется много внимания. Учителя-предметники совместно с библиотекой ставят своей задачей развивать творческое чтение; разрабатываются программы развивающего и радостного чтения; любящие литературу дети привлекаются к участию в кружках творческого чтения. Все это актуализирует саму проблему творческой деятельности, как читателя, так и библиотекаря, привлекает к ней внимание, заставляет задуматься о ее сущности.
Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса.
Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ему ее – задача библиотекаря. Выдавая книгу ребенку, библиотекарь, ратующий за полноценное чтение, прибавляет к книге и свои добрые слова о ней. Важность личностного общения с детьми на материале чтения, не регламентированного никакими алгоритмами, трудно переоценить. Его без преувеличения можно считать главным стимулом приобщения ребенка к книге. Слово библиотекаря о книге и личном отношении к ней, слово, обращенное непосредственно к юному читателю, – вот в чем больше всего нуждается современный ребенок. Опыт личностного чтения самого библиотекаря, переданный детям, – фактор более мощный, чем какой либо другой: он способен открыть ребенку путь к книге, обусловить радостную мотивацию чтения.
В библиотеке я стараюсь создать атмосферу добра, радости, положительных эмоций от хорошей книги. Хорошая книга способна лечить душу. Ведь в древности библиотеку называли аптекой для души.
Главным в решении поставленных нами задач по воспитанию творческого читателя является понимание важных аспектов, которые стоят во главе сотрудничества: «Библиотекарь – учитель - ученик:

  • школьная библиотека стоит в центре учебно–воспитательного процесса;
  •  школьная библиотека предоставляет всю необходимую информацию для удовлетворения запросов учащихся и учителей;
  • школьная библиотека выполняет задачу: побуждения к чтению и к потреблению информации учащихся, утверждает тезис: «научить учиться». Мы уверены, что умение учиться приобретается и развивается в течение всей жизни, но его основы закладываются в юности.

Многолетние наблюдения показывают, что читатели отличаются от «нечитателей» по своему интеллектуальному развитию. Они способны проблемно мыслить, хорошо охватывать суть прочитанного, умеют быстро находить правильное решение, имеют большой объем памяти и творческое воображение, лучше владеют речью. Все это сказывается на успехах обучения в школе.
В нашу библиотеку учителя и учащиеся приходят в гости к друзьям – книгам, почерпнуть душевного покоя, узнать что–то новое, интересное, пообщаться друг с другом и с библиотекарем.