Единый государственный: технология достижения успеха
А.Н. Никитина, заместитель директора Единый госэкзамен был задуман как форма, совмещающая процедуру государственной итоговой аттестации и вступительные экзамены. По ходу эксперимента оказалось, что вместе с этим решается и проблема национального тестирования. Полученные во время проведения ЕГЭ результаты показывают уровень образования в стране. А значит, в соответствии с этим можно планировать свои действия по улучшению качества образования. Наконец, новая система оценивания учебных достижений выпускников внедрена в практику. Мы были долгие годы приучены к тому, что школа сама учит, сама ставит отметки школьникам и сама же свою деятельность оценивает. С ЕГЭ, получается, связана оценка труда учителя, школы.
Оценка учителями результатов ЕГЭ является, на наш взгляд, наиболее важным показателем, поскольку речь идет о сохранении традиций обучения, преемственности содержания образования. Результаты ЕГЭ по математике:
Результаты по русскому языку:
Ежегодно выпускники школы сдают экзамены по выбору в форме ЕГЭ (по физике, истории России, географии, химии, обществознанию, биологии). Результаты единого государственного экзамена из-за особенностей шкалирования его результатов и количества учащихся, сдававших экзамены по выбору (менее 80%) нельзя однозначно использовать для сравнения по годам. Старшие классы 9, 10,11 работают по 6-дневному учебному плану. Девятиклассники посещают элективные курсы, 10-11 классы - факультативы. Факультативы выбирают сами учащиеся (традиционно - математика и русский язык обязательно). Единый государственный запускает механизм
внутреннего контроля повседневной практики учителя. Математики нашей школы, готовя учащихся к ЕГЭ, создают одноуровневые группы. Для выработки навыков работы с бланками (регистрационными, ответов № 1 и № 2), тестами в школе проводится репетиционное тестирование (по обязательным предметам и предметам по выбору), затем районное и областное. Учащийся прошедший 3 репетиции, попробовавший свои силы, приходит на ЕГЭ достаточно уверенным в себе. Строгое выполнение технологии подготовки к экзамену, разъяснительная работа с учащимися, их родителями, привлечение психологов дают свои положительные результаты. Эту работу мы начинаем с августа месяца с составления плана-графика подготовки ОУ к ЕГЭ.
96% медалистов подтвердили свои отметки, сдавая ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ в школе отражена наглядно. В вестибюле вывешен стенд «Единый государственный экзамен», на котором размещается следующая информация: выписка из «Положения о ЕГЭ», приказы по ЕГЭ, приказы о допуске учащихся к экзаменам, списки групп учащихся, сдающих экзамен по выбору, график проведения консультаций к экзаменам, график сдачи ЕГЭ, советы врача, психолога и учителей - предметников. Несмотря на неплохие результаты, однозначную оценку ЕГЭ дать трудно. Беседуя со школьниками, мы выяснили, что нежелание некоторых сдавать ЕГЭ не имеет ничего общего с содержанием экзамена. Были названы причины: «Не хочу идти в чужую школу!»; очень усложнена процедура заполнения титульного листа и оформления работ, строгая процедура проведения экзамена и т.д. Больше всего мешают ЕГЭ слухи об этом экзамене. Это значительно затрудняет объективное суждение о нем. Особенное неприятие у всех вызывает едва ли не военизированная защита сдающих экзамен от педагогов родной школы. Что можно сказать в защиту ЕГЭ? Нам кажется, ЕГЭ тем хорош, что позволяет, наконец, увидеть истинное положение вещей - как учат. ЕГЭ предполагает проверку работы одного учителя другим и способен повысить ответственность учителя. Второй положительный момент видится в снижении самоуправства ВУЗов. На каком основании их программы столь разительно отличаются от школьных? Третье - молодым людям из дальних районов сложно приехать, скажем, в столицу, с ЕГЭ эта проблема решается. Благодаря хорошим результатам по ЕГЭ многие выпускники поступили в ССУЗы и ВУЗы. Сведения о продолжении образования
Реализуя на практике эксперимент по ЕГЭ, а с 2009 г. основную форму сдачи экзаменов, что мы можем предложить для его улучшения:
|