1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Единый государственный: технология достижения успеха

Оглавление

Никитина А.А.

А.Н. Никитина, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе

Единый госэкзамен был задуман как форма, совмещающая процедуру государственной итоговой аттестации и вступительные экзамены. По ходу эксперимента оказалось, что вместе с этим решается и проблема национального тестирования. Полученные во время проведения ЕГЭ результаты показывают уровень образования в стране. А значит, в соответствии с этим можно планировать свои действия по улучшению качества образования. Наконец, новая система оценивания учебных достижений выпускников внедрена в практику. Мы были долгие годы приучены к тому, что школа сама учит, сама ставит отметки школьникам и сама же свою деятельность оценивает. С ЕГЭ, получается, связана оценка труда учителя, школы.
МОУ СОШ № 2 работала в режиме эксперимента по внедрению ЕГЭ 7 лет.  Занимаясь изучением качества ЗУН, необходимых для сдачи ЕГЭ, диагностикой ошибок, типичных затруднений при проведении экзамена, администрация школы ставила своей целью выяснить, какие факторы больше всего влияют на результаты единого государственного экзамена, и как достичь высоких результатов без увеличения количества учебных часов. А еще - как снизить тревожность учителей и учащихся при подготовке к итоговым испытаниям?
Стратегию преподавания изменить непросто, поэтому мы решили ответить на вопрос: как учителя относятся к единому государственному экзамену?
В опросе приняли участие 51 преподаватель МОУ СОШ № 2.

  • Поддерживают ЕГЭ - 51% учителей.
  • «Относятся спокойно» - 21%  учителей.
  • Против проведения - 11% учителей.
  • Не могу сказать определенно-17% учителей.

Оценка учителями результатов ЕГЭ является, на наш взгляд, наиболее важным показателем, поскольку речь идет о сохранении традиций обучения, преемственности содержания образования.
Отношение к ЕГЭ не зависит от стажа, квалификационного разряда и других   профессиональных   характеристик   учителей, но связано с удовлетворенностью педагога своей работой в целом. Отношение педагогов к ЕГЭ зависит от оценки или успеваемости класса и отдельных учащихся: чем выше результаты ЕГЭ, тем чаще выражается поддержка новой формы экзаменов.
Надо   отметить,   что   наша  школа  на  протяжении   всех   лет проведения ЕГЭ показывает достаточно высокие результаты.

Результаты ЕГЭ   по  математике:


Кол-во уч-ся

Год

ЕГЭ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Успевае-мость

67

2002

66

4

35

22

5

59%

92%

59

2003

58

9

22

25

2

55%

96%

43

2004

43

7

19

16

1

60%

98%

85

2005

82

9

33

32

8

51%

91%

66

2006

20

6

10

4

-

80%

100%

73

2007

36

3

23

10

-

72%

100%

51

2008

51

9

18

18

6

53%

88%

Результаты  по  русскому  языку:


Кол-во уч-ся

Год

ЕГЭ

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество знаний

Успевае-мость

67

2002

66

9

7

2

-

78%

100%

59

2003

58

17

7

9

1

41%

93%

43

2004

43

6

1

3

-

50%

100%

85

2005

82

6

32

40

4

46%

95%

66

2006

28

7

11

10

-

64%

100%

73

2007

34

6

21

6

1

79%

97%

51

2008

51

6

20

21

4

51%

92%

Ежегодно выпускники школы сдают экзамены по выбору в форме ЕГЭ (по физике, истории России, географии, химии, обществознанию, биологии). Результаты единого государственного экзамена из-за особенностей шкалирования его результатов и количества учащихся, сдававших экзамены по выбору (менее 80%) нельзя однозначно использовать для сравнения по годам.
Как же достигнуты были такие результаты? Администрация школы ставила четкую цель и предлагала пошаговый алгоритм ее достижения, что приводило к успеху.

Старшие классы 9, 10,11 работают по 6-дневному учебному плану. Девятиклассники посещают элективные курсы, 10-11 классы - факультативы. Факультативы выбирают сами учащиеся (традиционно - математика и русский язык обязательно).
По всем предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ, учителя создают «банк» разноуровневых дидактических материалов. Учитель выпускных классов в одиночку с такой задачей не справится, а предметное объединение с помощью завуча - легко, причем каждый становится и автором, и экспертом.
Задания подбираются, разумеется, из вариантов контрольно -измерительных материалов ЕГЭ. На финишные операции обычно ставим наиболее опытных учителей. Получив классы из основной школы, они проводят входной тестовый контроль, который фиксирует учебная часть. Зачастую   коллеги   из основной школы предъявляют претензии начальной школе.

Единый государственный запускает механизм внутреннего контроля повседневной практики учителя. Математики нашей школы, готовя учащихся к ЕГЭ, создают одноуровневые группы.

Для выработки навыков работы с бланками (регистрационными, ответов № 1 и № 2), тестами в школе проводится репетиционное тестирование (по обязательным предметам и предметам по выбору), затем районное и областное. Учащийся прошедший 3 репетиции, попробовавший свои силы, приходит на ЕГЭ достаточно уверенным в себе.

Строгое выполнение технологии подготовки к экзамену, разъяснительная работа с учащимися, их родителями, привлечение психологов дают свои положительные результаты. Эту работу мы начинаем с августа месяца с составления плана-графика подготовки ОУ к ЕГЭ.  
Результаты экзаменов были неожиданными даже для нас, мы ведь не ставили никаких сверхзадач. Когда мы узнали результаты первого экзамена и соотнесли их с оценками по району, то увидели, что пятерок у нас больше, а двоек меньше. Хочется отметить, что у нас за все годы существования ЕГЭ не было жалоб по организационной процедуре ни от учителей, ни от родителей.
Медалисты - категория немногочисленная, в иных школах их вообще нет. У нас в школе количество медалистов следующее:

Год

Золотые медали

Серебряные медали

2004

2

5

2005

4

12

2006

2

10

2007

6

3

2008

3

4

96% медалистов подтвердили свои отметки, сдавая ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ в школе отражена наглядно. В вестибюле вывешен стенд «Единый государственный экзамен», на котором размещается следующая информация: выписка из «Положения о ЕГЭ», приказы по ЕГЭ, приказы о допуске учащихся к экзаменам, списки групп учащихся, сдающих экзамен по выбору, график проведения консультаций к экзаменам, график сдачи ЕГЭ, советы врача, психолога и учителей - предметников.

Несмотря на неплохие результаты, однозначную оценку ЕГЭ дать трудно. Беседуя со школьниками, мы выяснили, что нежелание некоторых сдавать ЕГЭ не имеет ничего общего с содержанием экзамена. Были названы причины: «Не хочу идти в чужую школу!»; очень усложнена процедура заполнения титульного листа и оформления работ, строгая процедура проведения экзамена и т.д. Больше всего мешают ЕГЭ слухи об этом экзамене. Это значительно затрудняет объективное суждение о нем. Особенное неприятие у всех вызывает едва ли не военизированная защита сдающих экзамен от педагогов родной школы.

Что можно сказать в защиту ЕГЭ? Нам кажется, ЕГЭ тем хорош, что позволяет, наконец, увидеть истинное положение вещей - как учат. ЕГЭ предполагает проверку работы одного учителя другим и способен повысить ответственность учителя. Второй положительный момент видится в снижении самоуправства ВУЗов. На каком основании их программы столь разительно отличаются от школьных? Третье - молодым людям из дальних районов сложно приехать, скажем, в столицу, с ЕГЭ эта проблема решается. Благодаря хорошим результатам по ЕГЭ многие выпускники поступили в ССУЗы и ВУЗы.

Сведения о продолжении образования
и трудоустройстве выпускников 11-х классов МОУ СОШ №2

Учебный
год

Количество выпускников 11-х классов

Продолжают образование в

Количество трудоустроенных выпускников

ОУ начального проф. образования ПУ

ОУ среднего проф. образования

ОУ высшего проф. образования

Курсы и т.д.

2004

43

-

11

30

-

2

2005

85

8

28

48

-

1

2006

66

1

19

45

-

2

2007

73

-

19

54

-

-

2008

51

-

17

30

 

4

Реализуя на практике эксперимент по ЕГЭ, а с 2009 г. основную форму сдачи экзаменов, что мы можем предложить для его улучшения:
- привести содержание   КИМов,   в   особенности   части   «С»,   в соответствие с государственным образовательным стандартом;
- продлить сроки подачи заявлений на участие в ЕГЭ;
- улучшить финансирование проведения ЕГЭ.

В целом же независимая оценка качества подготовленности выпускников коллектив нашей школы вполне устраивает.