1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Спрос и предложение (экономика)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Оглавление

Короткова Ирина Николаевна,
учитель обществознания и экономики
МОУ СОШ №2 
г. Константиновска

Урок по теме «Спрос и предложение» проводится в рамках 2 раздела «Экономическая сфера жизни общества» предмета обществознания за курс 8 класса. Мною представлен комбинированный урок по изучению нового материала. Он включает в себя: проверку домашнего задания (работа детей по парам), объяснение нового материала учителем с использованием мультимедийного проектора, работу учащихся в группах. На этапе закрепления нового материала проводится деловая игра «Рынок», блиц-опрос, составление синквейна, энергизатор «Продолжи фразу. Мне понравилось в уроке…». Проверка домашнего задания длится в течение 8 минут, объяснение нового материала 20 минут, деловая игра 12 минут, подведение итога урока 5 минут.
Цели урока:
- добиться усвоение учащимися основных понятий урока;
- объяснить закон спроса и закон предложения;
- способствовать повышению интереса к решению экономических задач в повседневной жизни.
Основные понятия и термины: спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, равновесная цена.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для проверки домашнего задания с заданиями 4 видов (разного цвета), карточки с заданиями для работы в группах, карточки продавца и покупателя.

При обычном и повседневном
положении дел спрос на
любые товары предшествует
их предложению.
                            Д. Риккардо

Цели:
- добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
- объяснить закон спроса и закон предложения;
- способствовать повышению интереса к решению экономических задач в повседневной жизни.

Основные понятия и термины: спрос, закон спроса, предложение, закон предложения, равновесная цена.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

С ребятами, сидящими за 1, 3 и 5 партами каждого ряда, проводится проверка домашнего задания в виде игры «Тише воды». Они получают карточки №1 (1 вариант) и №2 (2 вариант) с терминами, которые нужно объяснить. Работая по парам, они очень тихо отвечают друг другу на вопросы, делая соответствующие пометки о качестве ответа друг друга в карточки. По окончании работы карточки передаются учителю.

Карточка № 1

Ф.И "+" "-"
Экономика  
Деньги  
Товар  
Отрасль  
Тр  

Карточка № 2

Ф.И "+" "-"
Инфляция  
Прибыль  
Экономические потребности  
Предприятие  
Стоимость денег  
Информация  
Ресурсы  

Ребята, сидящие за 2 и 4 партами каждого ряда, получают карточки №3 (1 вариант) и №4 (2 вариант). На карточках имеется текст с пропущенными словами, детям нужно самостоятельно вставить недостающее слово.

Карточка №3.
Ф.И. уч-ся _______________________

Любой продукт, который можно продавать и покупать называется _____________. Когда цены растут, покупательная способность денег падает, то есть происходит ____________. Автомобильная ____________ включает всю совокупность заводов по изготовлению автомобилей, автобусов, грузовиков. _____________ - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Денежные средства, средства производства, труд людей, участвующих в создании товаров и услуг называются ________. Знания и сведения, накопленные человечеством и необходимые для его жизнедеятельности, называются ______________.

Ответы: товар, инфляция, отрасль, предприятие, ресурсы, информация.

Карточка №4.
Ф.И. уч-ся ______________________

Наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг называется ______________. Экономические _____________ - недостаток чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности. ____________ - физические и интеллектуальные усилия, затрачиваемые людьми при создании товаров и услуг. Всеобщий эквивалент, выражающий стоимость всех товаров, называется __________. Каждый предприниматель, начиная собственное дело, рассчитывает получить высокую ______________. Количество и качество товаров и услуг, которые мы можем получить на наши деньги _____________.

Ответы: экономика, потребности, труд, деньги, прибыль, стоимость денег.

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение темы и целей урока.
Тема записана на доске по центру, основные понятия урока на маленькой доске слева.

2) Объяснение учителя.
Основными понятиями рыночной экономики являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Именно соотношением спроса и предложения в рыночной экономике регулируются цены.
- Что же такое спрос?
Спрос – желание и возможность покупателя приобрести тот или иной товар. Величина спроса непосредственно зависит от цены товара. Эту зависимость можно представить в виде графика. На экране появляется слайд №1 с изображением графика спроса. (График спроса.) Учитель даёт словесную характеристику изображению.
На основании этого графика можно вывести закон спроса. Он гласит: « большее количество товаров будет куплено по более низким ценам, чем по высоким».

3) - Помимо цены существуют ещё ряд факторов, влияющих на изменение спроса. Проанализировав примеры – ситуации, мы выясним, что это за факторы.
Работа выполняется в группах по 4 человека. Дети, получив карточку с ситуацией, проанализировав её, пытаются догадаться о каком факторе идёт речь.

Содержание карточек

А. Наши деды и прадеды в качестве прохладительного напитка пили квас. Позже появились кока-кола, пепси-кола, спрайт и спрос на квас значительно снизился.
(Фактор – появление товаров – заменителей)

Б. Когда в начале 70-х годов резко увеличились цены на нефть и, в силу этого, подорожал бензин, спрос на продукцию автомобильных компаний США катастрофически упал.
(Фактор – изменение цен на дополняющие товары)

В. Зимой спрос на купальные костюмы, ласты, маски, надувные матрацы резко снижается.
(Фактор – сезонность)

Г. В сельский магазин небольшой деревеньки владелец завозит крупу, пряники, хлеб и сахар, удобные тапочки, тёплые носки. Именно эти товары пользуются спросом у пожилых жителей села. А в магазин, стоящий между школой и техникумом, завозят чипсы, кока-колу, шоколад, шариковые ручки и т.д.
(Фактор – численный и возрастной состав населения)

Д. Саша купил ещё один диск с классической музыкой. Сергей приобрёл диск популярной музыки. А Виктор приобретает и слушает только рок.
(Фактор – привычки и вкусы)

Е. В этом сезоне яркие жёлтые или оранжевые летние костюмы раскупались быстрее, чем, например, зелёные или белые.
(Фактор – мода)

Ж. Больше игрушек и книжек смогли купить Тане и Ване их мама и папа, а всё потому, что им в этом месяце повысили заработную плату.
(Фактор – изменение дохода потребителей)

4) – Что же такое ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
Предложение – это желание продавца предложить свой товар к продаже. Зависимость между ценой и предложением можно представить в виде графика. На экране появляется слайд №2 с изображением графика предложения. (График предложения.) На основании этого графика можно вывести закон предложения. Он гласит «большее количество товаром продавец готов будет продать по более высокой цене, чем по низкой».
- Но каждый отдельно – ни график спроса, ни график предложения не могут показать, какая цена будет устраивать продавца и покупателя и действительно будет распродан весь товар. Для этого нужно совместить оба графика. На экране появляется слайд №3 с изображением графика равновесной цены. (График равновесной цены) Учитель даёт словесную характеристику изображению и формулирует пояснение термину «равновесная цена».

5) Ученик рассказывает об интересном факте взаимодействия спроса и предложения. Своё сообщение он готовит дома, опираясь на статью учебника «Тюльпаномания».

III. Закрепление изученного.

11) Деловая игра «Рынок».
- Давайте, опытным путём, определим равновесную цену на определённый товар.
Ребята получают карточки продавцов (50% класса) и карточки покупателей (50% класса). Цена сделки, указанная на карточке, у всех разная. Продавец и покупатель стараются заключить сделку с выгодой для себя. Участники сделки сообщают о цене, по которой была заключена сделка учителю. Учитель делает соответствующую пометку в лист учёта сделок. (Лист учёта сделок.) Равновесной становится та цена, по которой совершается наибольшее количество сделок.

Карточка покупателя.
Вы покупатель яблок. Вам необходимо купить один килограмм яблок. Постарайтесь заплатить как можно меньше. Вы не должны платить продавцу больше 6 (в других карточках –  4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14) рублей за килограмм, так как иначе покупка принесёт вам убыток.

 

Карточка продавца.
Вы продаёте яблоки. Вам необходимо продать один килограмм яблок. Постарайтесь продать как можно дороже. Вы не должны продавать дешевле 9 (в других карточках – 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15) рублей за килограмм, так как иначе сделка принесёт вам убыток.

Продавец и покупатель не сообщают друг другу, какие цены указаны в их карточках. Кому-то то придётся уступать, но сделка должна быть заключена.

2) Блиц – опрос.

Вопросы

- Что такое спрос?
- Главным фактором, влияющим на изменение спроса, является ___________.
- Где будет выше цена на виноград: в Ростове-на-Дону или в Санкт-Петербурге?
- Как изменится спрос на прохладительные напитки в алюминиевых банках, если в телепередаче будет рассказано о том, что напитки в таких банках вредны для здоровья.
- Что такое предложение?
- Сформулируйте закон спроса.
- Сформулируйте закон предложения.
- Что такое равновесная цена?
- Когда дороже зимняя обувь: в марте или в ноябре? Когда больше спрос? Почему?

3) Составление синквейна (пятистишье). 1 вариант составляет пятистишье к понятию СПРОС, 2 вариант к понятию ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Схема синквейна.
1 строка – существительное
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза, крылатое выражение
5 строка – ассоциация, синонимы

Примерный результат работы.
1 Спрос.
2 Непостоянный, изменяющийся.
3 Выбирать, желать, покупать.
4  Спрос рождает предложение.
5 Хочу, надо, необходимо, потребности.

1 Предложение.
2 Достаточное, избыточное.
3 Продавать, предлагать, менять.
4 Предложение является продолжением спроса.
5 Ассортимент.

IV. Итог урока.

1) Энергизатор «Продолжи фразу. Мне понравилось в уроке…..».
2) Выставление оценок за работу на уроке.
3) Домашнее задание.
А. прочитать 11 параграф учебника.
Б. 1 вариант – проанализируйте свои покупки за неделю, зафиксируйте свой индивидуальный спрос. Почему были сделаны именно эти покупки?
В. 2 вариант – спросите у родственников об очередях за промышленными и продовольственными товарами начала 80 – х годов. Объясните, как они связаны с товарным дефицитом.

2