1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Урок по избирательному праву

9 класс

С.С. Булатова,
учитель истории и обществознания,
МОУ Ведерниковская СОШ,
 х. Ведерников, Константиновский район

 

Тема: «Твой выбор – твое будущее»

Задачи урока:
1. Сформулировать представление о системе выборов глав муниципального образования;
2. Показать реальные возможности граждан влиять на жизнь своего региона посредством участия в выборах;
3. Выявить взаимосвязь позиции граждан и реалии современной жизни;
4. Формирование умения оценивать ход избирательных кампаний.

Тип урока: комбинированный с элементами дискуссии и практической направленностью

Оборудование урока:
1. Документы:
а) Конституция РФ;
б) Устав Константиновского района.
2. Символы государственной власти на Дону.
3. Картины:
а) Казачий хутор;
б) Знаки атаманской власти.
4. Подготовка опережающих заданий.
5. Комплект наглядных пособий «Демократия и выборы на Дону. История и современность».

 

Урок по избирательному праву является уроком обобщения знаний их систематизации и формирования самостоятельных умений и навыков обучающихся.
Основная педагогическая технология – это технология программно-целевого управления познавательным процессом: поэтапное формирование умственных действий (от простого к сложному). Применялось ИКТ – создание презентации, которая формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать и делать выводы. Использовались такие нетрадиционные методы как метод творческого самовыражения и метод дискуссии.
Урок начинается с проверки опережающего домашнего задания, которое развивает навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками. Работа в группах с документом (текст Устава Константиновского района) по заданию, способному развивать диалог и дискуссию; творческое задание, которое дает новые возможности для самораскрытия учащегося, укрепляет и развивает веру в себя, свой творческий потенциал.
Каждому виду работы предшествовал подготовительный этап: фронтальный опрос, содержание учебного материала, имеющегося в школьных учебниках. Проверка качества усвоения изученного материала проводилась как в устной форме (викторина, фронтальный опрос), так и в письменной форме (тестовая работа) с последующей взаимопроверкой.

 

Ход урока
1 этап (2 мин)

  Учитель:
У нас сегодня с вами необычный урок. У нас – открытый урок по избирательному праву на тему «Твой выбор, твое будущее»
На уроке мы
- обобщим знания по политико-правовой сфере жизни родного края,
- отметим значение самоуправления для функционирования демократического государства.
- индивидуализируем подход к выборам, определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества.
Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.

    Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны и Дона. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства:
- Киевская Русь: князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига.
- Новгородская республика: этот принцип ограничения княжеской власти народным собранием был доведен до абсолюта, когда князь, по – существу, исполнял только роль военачальника и не вмешивался в дела государственного управления.

 

2 этап  (10 мин)
А как же складывались демократические традиции на Дону? Это было вашим домашним заданием. Вы подготовили  сообщение по истории самоуправления на Дону.
Ученики (по 1 из группы) предлагают классу следующую информацию: 1 гр. – что такое казачий круг, где он размещался, кто имел право участвовать, основные функции.
 Ответы учащихся:
В период становления централизованного Российского государства на Дон отовсюду приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась "снизу".
Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они, в основном, ловлей зверей и рыбы, постоянно совершали военные походы, считая земледелие отвлечением от войсковой жизни. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие, внезапные вылазки и маневры.
Однако повседневная необходимость управления казачьим обществом требовала создания органов власти и управления. В XVI веке донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства, высшим органом власти которого был Войсковой Круг (общее собрание казаков). Не прийти на Войсковой Круг для казака считалось большим позором.
Войсковой круг обладал всеми правами представительного учреждения: решал вопросы войны и мира, церковных дел, приема в казаки, основания новых городков. Он имел и судебную власть, наказывая за провинности на основе обычного права.
Круг, как высший орган казачьего самоуправления, регламентировал и бытовые отношения. Тем самым казачий круг способствовал выработке своеобразного нравственного кодекса казаков.
В традициях казаков закреплялись доброта и честность, уважение к старшим, к женщине, а вот воровство и обман считались гнуснейшими преступлениями и сурово наказывались. Не менее сурово наказывали за супружескую неверность, скверные слова, беспробудное пьянство и т.д. Высшим наказанием. Например, за измену, предательство была смертная казнь.   Для свершения правосудия на станичном кругу выбирали 10 лучших казаков.
Вопрос: Кто представлял исполнительную власть в Войске Донском?
Ответ: Исполнительную власть представлял атаман (с тюркского – «отец народа»), два его помощника – есаул и войсковой дьяк, всенародно избираемые на войсковом кругу на 1 год.  Войсковой атаман избирался открыто на войсковом кругу при строгой регламентации процедур. Когда заканчивались полномочия атамана, он вместе с двумя есаулами выходил в круг, клал в определенное место свою насеку – атаманский посох, и спрашивал, кому поручается делать доклад, что означало начало процедуры по смене атамана. Казаки указывали на докладчика, который и руководил выдвижением кандидатуры на пост атамана.
К выборам атамана готовились заранее, и участники круга, по существу. Депутаты от казачьих городков, называли своих кандидатов, которые были не моложе 18 и старше 54 лет, служили в войске, имели безупречную личную репутацию, семью.
Избранный, таким образом, прямым голосованием, по числу отданных за него голосов, атаман принимал из рук докладчика символы власти - клейноды: насеку, булаву, пернач. 
Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. Атаманы стали назначаться указами царя, тем не менее, донское казачество не утратило стремления к возрождению демократических форм правления.

 Вопрос: В чем проявлялось стремление казачества к возрождению демократических форм правления?

 Ответ: 17 октября 1905 года, Николай I подписал Манифест, провозгласивший существенное изменение основ государственного строя в Российской Империи. Манифестом объявлялись такие гражданские права, как: неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Высшим законодательным органом в России становилась Дума, причем обещалось предоставление избирательных прав рабочим и другим слоям населения. Донское казачество поддержало Манифест от 7 октября 1905 года. На Дону было образовано 9 округов для проведения двухступенчатых выборов в Государственную Думу.
В I, II, III Государственных Думах Дон представляли 12 депутатов, а в IV - 13. Среди депутатов были землевладельцы, станичные атаманы, судьи, учителя, агрономы. Большинство из депутатов были казаками.
В феврале 1917 года произошла революция, и Император России Николай II вынужден был отречься от престола. Февральскую революцию поддержали действовавшие на Дону органы власти. Во Временное Правительство вошел представитель Области Войска Донского И.Н. Ефремов. Одновременно с обновившими состав Городскими Думами создавались Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, усилилась роль казачьих органов власти. Большой Круг избрал Донского Войскового атамана и Войсковое правительство. У донского казачества появился свой флаг, герб и гимн. Население дона связывало свои надежды по разрешению кризиса власти с выборами Учредительного собрания, которое должно было принять первую в России Конституцию. Выборы проходили по наиболее демократической системе того времени. Впервые право голоса получили женщины, отменялись имущественные и другие цензы, что еще не было введено в Европе. Однако надежды на демократическое устройство России не оправдались. Учредительное собрание было упразднено большевиками в 1918 году.

 

Учитель: перечислите важнейшие характеристики демократической власти.

Ответ:
- верховенство закона;
- соблюдение прав человека;
- политический плюрализм;
- независимость различных ветвей власти;
- отсутствие большого количества ограничений, возможность осуществлять свободный выбор.

2 группа подготовила сообщение на тему: «Органы местного самоуправления в Ростовской области» с презентацией на компьютере.

Местное самоуправление - гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и ответственная деятельность населения по решению вопросов местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Местное самоуправление как форма осуществления народом своей власти составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Правовой основой местного самоуправления является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и муниципальные правовые акты.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением или органом местного самоуправления: формирование и контроль исполнения бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение муниципальной собственностью, организация снабжения водой, газом, электричеством, содержание и строительство дорог, организация досуга и обеспечение услугами культуры, развитие муниципального образования, содержание жилищного фонда, охрана общественного порядка, благоустройство, озеленение, транспорт и др.
Органы местного самоуправления  наделены определенными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 В соответствии с Уставом Ростовской области Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области является высшим должностным лицом Ростовской области 

Являясь высшим должностным лицом Ростовской области, возглавляет исполнительную государственную власть.
Формирует Администрацию области в соответствии с областным законодательством и осуществляет общее руководство ее деятельностью на принципах единоначалия.
Руководит разработкой структуры областных органов исполнительной власти и определяет их перечень в соответствии с Уставом Ростовской области.
Управляет бюджетным процессом области.
Осуществляет руководство гражданской обороной на территории области и др.

Главой Администрации (Губернатором) Ростовской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет.
14 июня 2005 года депутаты Законодательного Собрания Ростовской области, рассмотрев представление Президента РФ В.В.Путина, наделили В.Ф. Чуба полномочиями Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области сроком на пять лет

Законодательное Собрание Ростовской области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ростовской области. Законодательное Собрание Ростовской области состоит из 45 депутатов. С марта 2008 года депутаты избираются по смешанной избирательной системе:
- по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ);
- по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями.

Принятие Устава Ростовской области.
Принятие областных законов и постановлений.
Утверждение областного бюджета и отчета о его исполнении.
Утверждение программ социально - экономического развития Ростовской области.
Введение налогов и сборов Ростовской области.
Установление порядка управления и распоряжения собственностью Ростовской области.
Установление административно - территориального устройства Ростовской области.
Установление порядка назначения и проведения референдума Ростовской области.
Установление порядка и даты проведения выборов в Законодательное Собрание Ростовской области, выборов в органы местного самоуправления на территории Ростовской области.
Законодательное Собрание Ростовской области осуществляет и другие полномочия я соответствии с федеральными законами, Уставом и законами Ростовской области.
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области избираются сроком на пять лет гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ростовской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Законодательного Собрания Ростовской области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом и достигший ко дню выборов 21 года.

3 этап  (5 мин)
Тестирование (см. Приложение 1)

4 этап (7 мин)
Работа с документом.

Задание 1 группы:
по Уставу Константиновского района:
а) Определить структуру государственной власти в районе;
б) Сформулировать наиболее важные проблемы,  которые решаются  органами власти Константиновского района.

Задание 2 группы:
выбрать в группе «кандидата» на пост главы района. На основе выделенных проблем составить краткую программу для «выступления по телевидению» перед «избирателями». (Приложение 3).

Выступление кандидата

Анализ выступлений:
- Как вы думаете, это выступление будет иметь успех? Почему?
- От чего зависит выбор избирателей?
- Какие опасности могут ждать избирателей?

5 этап (3 мин)
Соотнесите термины и определения.

Абсентеизм

форма всеобщего равного и прямого волеизъявления   граждан Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией ( уставом) субъекта РФ, уставом муниципального образования в целях формирования органа власти

Выборы

Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию, какого-либо кандидата на парламентских, президентских, муниципальных выборах

Электорат

Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы

Депутат

Документ для голосования, содержащий сведения о зарегистрированных кандидатах, или наименования избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, или текст вынесенного на референдум вопроса.

Бюллетень

Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 

6 этап (4 мин)
Обсуждение статьи в газете (см. Приложение 2)

7 этап (9 мин)
Составление портрета идеального президента (1 группа).
Составление портрета идеального избирателя  (2 группа) с последующей презентацией.

8 этап (3 мин)

Вопросы для закрепления:

  • Что включает в себя избирательная система РФ?
  • Что нового появилось в избирательном праве?

2 декабря 2007 года - выборы в Государственную Думу

    • Голосование будет проходить по пропорциональной системе - только по партийным спискам. Смысл- количество мест в Думе распределяется в соответствии с количеством полученных при голосовании голосов.
    • Партии могут выдвигать беспартийных кандидатов
    • От одной партии могут выдвигать до 500-600 человек
    •  Не все партии имеют право выдвигать кандидатов
    • Нет строки «Против всех»
    • Нет барьера явки избирателей (раньше – 20 процентов от всех избирателей).
  • Стоит ли принимать участие в выборах?
  • Почему падает избирательная активность и как это преодолеть?

 

9. Итог урока (2 мин)
 Что мы делали на уроке?

Ответы учащихся

Учитель:
На уроке мы обобщили  знания по политико-правовой сфере жизни родного края, отметили значение самоуправления для функционирования демократического государства.
Определили для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества.
Мы с вами поняли, что быть гражданином – это значит глубоко осознавать сопричастность своему народу, нести  ответственность за то, что происходит в стране. Мы теперь знаем: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.

Выставление оценок.
Домашние задание: Составить кроссворд на тему «Выборы».

Приложение 1

Тестирование по теме: «Избирательное право»
I вариант

1. Активное избирательное право – это:
а) право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления
б) право граждан избирать в органы государственной власти и местного самоуправления
в) право граждан голосовать по вопросам референдума

2. С какого возраста гражданин Российской Федерации имеет право избирать, голосовать на референдуме?
а) с 16 лет
б) с 18 лет
в) с возраста, установленного законом субъекта Российской Федерации

3. За нарушение прав наблюдателя предусмотрена:
а) уголовная ответственность
б) административная ответственность
в) дисциплинарная ответственность

4. На какой день может быть назначено голосование на выборах в Российской Федерации?
а) на воскресенье
б) на любой календарный выходной день
в) на любой нерабочий день

5. Участковая избирательная комиссия обязана представить список избирателей для ознакомления и дополнительного уточнения:
а) за 10 дней до дня голосования
б) за 20 дней до дня голосования
в) за 30 дней до дня голосования

6. Число членов Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса составляет:
а) 10 – 14 членов
б) 10 – 15 членов
в) 15 членов

7. Избирательная кампания начинается:
а) со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов
б) со дня назначения выборов
в) со дня, когда выдвинут первый кандидат или список кандидатов

8.Запишите слово, пропущенное в схеме

 

 

Избирательная система

 

      пропорциональная

 

 

                                            

9.Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:
Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан называется ________________.

Тестирование по теме: «Избирательное право»
I I вариант

1.  Кандидат может быть выдвинут на выборах избирательным объединением:
а) только непосредственно
б) непосредственно и в составе списка кандидатов
в) только в составе списка кандидатов

2. С какого дня могут собираться подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата?
а) со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов
б) со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата
в) со дня, следующего за днем регистрации кандидата

3. Допускается ли голосование за других избирателей, участников референдума?
а) допускается
б) не допускается
в) допускается в случае наличия доверенности

 

4. Является ли обязательным условием для обращения в суд предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию?
а) является
б) является в случае, когда обжалуются итоги голосования или результаты выборов
в) не является

5. Президент России - это:
а) высшее должностное лицо России
б) высший орган государственной власти
в) одновременно и орган государственной власти и должностное лицо

6. В помещении для голосования обязательно должны находиться:
а) кабинки для тайного голосования
б) Флаг Российской Федерации
в) изображение Герба Российской Федерации

7. Избирательная кампания начинается:
а) со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов
б) со дня назначения выборов
в) со дня, когда выдвинут первый кандидат или список кандидатов

8.Запишите слово, пропущенное в схеме

 

 

Избирательное право

 

      Активное

 

 

 

9.Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:
Право и возможность распоряжаться  кем или чем-нибудь называется       _______.

Ответы
I вариант


1. - Б
2. - Б
3. - Б
4. - А
5. - Б
6. - В
7. - А
8. - Мажоритарная
9. - Демократия

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2 балла
2 балла

«5» - 10-11 баллов
«4» - 7-9 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2» - 0-4 баллов

Ответы
II вариант


1. - Б
2. - Б
3. - Б
4. - В
5. - А
6. - А
7. - А
8. - Пассивное
9. - Власть

1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
2 балла
2 балла

«5» - 10-11 баллов
«4» - 7-9 баллов
«3» - 5-6 баллов
«2» - 0-4 баллов

Приложение 2

Уважаемый редактор!
   Мне 11 лет и я учусь в 6 классе. В школе мы изучаем права человека. Я прочла весь апрельский номер газеты, посвященный тому, какая замечательная фирма «Найк». Но я хочу вам рассказать о другой стороне этой темы, которая могла бы сама послужить темой всего номера. Знает ли редакция газеты, где фирма «Найк» размещает свои фабрики? В Индонезии. Недавно «Найк» перевела свое производство во Вьетнам, потому что индонезийские рабочие потребовали увеличения заработной платы. Они получают только 28 центов в час, тогда как «Найк» продает свои кроссовки за 100-200$. Знают ли в газете, почему «Найк» переехал во Вьетнам? Потому что во Вьетнаме «Найк» будет платить 10 центов в час рабочему. Я не осуждаю рабочих, которые хотят большей оплаты за свой труд. По моему мнению, статья в газете должна быть не о том, какая замечательная фирма «Найк», а о том, как дешево она делает свою продукцию.

Ответьте на вопросы:

  • Как вы считаете, зачем девочка написала это письмо?
  • Писали ли вы подобные письма?
  • Назовите аргументы за и против их написания.
  • По каким проблемам вы могли бы написать письмо в газету?

Приложение 3

Выступление кандидата перед избирателями по телевидению

 

Уважаемые избиратели!

  • Ни для кого не секрет, что главным стратегическим ресурсом России всегда был и остается человеческий потенциал. Развитие нашего города и, конечно же, хутора напрямую зависят от уровня образования молодежи.
  • Образование Константиновского района сегодня – это прежде всего дошкольных учреждений, муниципальных общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования и  подростковых клубов.
  • Мы считаем, что государственная забота о детях должна начинаться с реальной заботы о семье. Чтобы ребенок мог в собственной семье получить полноценное воспитание, необходимо предоставить хотя бы одному из родителей возможность уделять главное внимание воспитанию – до достижения ребенком школьного возраста.
  • Мы выступаем также за создание такой системы образования, которая предоставит возможность каждому молодому человеку получать знания и умения, востребованные в обществе, позволяющие найти достойное применение своим силам. Поэтому образовательные учреждения нашего района должны иметь постоянную государственную поддержку.
  • Школы должны превратиться в центры досуга детей и молодежи, формирования активной гражданской позиции.
  • На базе каждого учебного заведения должна быть создана спортивная площадка не только для занятий учащихся физической культурой, но и для проведения спортивных семейных праздников жителей района.
  • Необходима постоянная социальная поддержка учащихся и студентов из малообеспеченных семей. Особое внимание – детям-сиротам. Именно для них должна быть обеспечена в первую очередь адресная социальная помощь.