1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Оглавление

Урок по избирательному праву

11 класс

Э.В. Костромина,
учитель права,
МОУ Гапкинская СОШ
Константиновский район
хутор Гапкин

 

Тема: «Можем ли мы выбирать достойных лидеров?»

Цели урока:
1)  знакомство учащихся со структурой выборных органов государственной власти и местного самоуправления;  с содержанием понятий: компетентность избирателей, политический лидер,  политические технологии, политическая культура избирателя, манипулирование общественным мнением;
2) формирование  умений и навыков:

  • интерпретации социального опроса;
  • анализа текста Конституции России;
  • разъяснения и интерпретации политологического текста;
  • обсуждения причин социальной проблемы и принятия решения о возможных путях её разрешения;
  • участия в принятии решения о необходимых социальных действиях  для решения проблемы некомпетентности избирателей, о возможном личном участии в этих действиях;

3) формирование у учащихся

  • уважения избирательного права, выборов как важного  демократического механизма общественного устройства, правозаконности;
  • осознания ответственности и важности участия в политических выборах;
  • осознанной гражданской позиции.

Тип урока – применения знаний, умений и навыков.
Понятия:  компетентность избирателей, политический лидер,  политические технологии, политическая культура избирателя, манипулирование общественным мнением.

Оборудование: Конституция РФ 1993 г., таблица методов политической пропаганды, политологический текст «Политическое лидерство», результаты социологического опроса на тему: «Отношение  избирателей к выборам», оценочные листы, компьютерная презентация урока.

Подготовительный этап: проведение учащимися социологического опроса на тему: «Отношение избирателей к выборам» по заранее сформулированным вопросам; учащиеся делятся на 4 группы.
Содержание и структура урока составлены с учетом того, что учащиеся уже изучили  тему: «Избирательное право».
Занятию предшествовал подготовительный этап, который включал в себя разработку анкеты «Отношение избирателей к выборам», проведение социологического опроса, деление класса на группы.
Первый этап урока – актуализация знаний – дает возможность учащемуся осознать, что данная тема имеет непосредственное отношение к его реальной жизни, к способности правильно воспринимать происходящие процессы в обществе, в котором он живет.
Второй этап в структуре – формирование понятий и способов действия. Основная задача данного этапа – выявление причин некомпетентности избирателей. Это часть урока является ведущей в построении урока.
Третий этап в уроке – формирование умений и навыков. На данном этапе учащиеся проводят обсуждение возможных вариантов решения социальной проблемы – некомпетентности избирателей. Также у учеников появляется возможность отследить то новое, что получено ими на уроке, и соотнести с теми знаниями, которые у них были.
Домашнее задание направленно на развитие творческих способностей учащихся. В конце урока учащимся предоставляется дать оценку работы группы т своему умению работать в группе, при работе с оценочными листами. Для достижения целей, сформулированных в начале урока, использованы современные педагогические технологии и подходы:
- проблемные, которые позволяют учащимся самостоятельно осуществлять поиск новых знаний, выявлять личную оценку проблемы, развивать познавательные и личностные способности учащихся (проблемная формулировка темы, проблемные вопросы);
- исследовательские, позволяющие развивать самостоятельность учащихся, умение анализировать материал, сравнивать различные точки зрения и делать выводы (разработка анкеты «Отношение избирателей к выборам» и проведение социологического опроса);
- интерактивные, предполагающие организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению задач, создают комфортные условия обучения (работа в группах – составление кластера, схемы, обработки результатов социологического опроса, анализ политологического текста).

План

1. Организационный момент. Учащиеся делятся на группы.
- Ребята, у нас с вами сегодня не простой урок. Вы знаете, что скоро в нашей стране произойдут важные политические события – выборы.  Вы можете ответить, кого и когда будут избирать наши граждане? (учащиеся отвечают) Правильно, и сегодня наше занятие будет посвящено избирательному праву. Для этого вам нужно разделиться на 4 группы.
2. Вводное слово учителя:
- Одним из самых трудных моментов в жизни че­ловека является необходимость выбора. Нам часто приходится переживать ситуации выбора: мы выби­раем профессию, книгу для чтения, музыку для отды­ха, своего избранника, наряд для вечеринки и т. п. Выбор является отказом от чего-либо, предпочте­нием одного перед другим.
Выбирая, человек задумывается над вопросами: От чего и почему отказаться? Что предпочесть?
Какими могут быть последствия такого выбора? Случается, что сделанный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека. Вам, наверное, знако­мы такие истории из жизни людей по книгам, филь­мам, или, может быть, вы лично знаете людей, сделав­ших подобный «выбор судьбы».
Современный человек сталкивается еще с одним типом выбора — политическими выборами. Гражда­не-избиратели имеют право выбирать своих предста­вителей в органы государственной власти (президента, депутатов). Современная история знает немало при­меров, когда от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь самого изби­рателя, но и судьбы людей целого государства. В Конституции России закреплено право граждан избирать и быть избранными. Фактически гражда­не России имеют право избирать своих представите­лей во все этажи власти. Но, как показывают результаты исследований, большинство граждан не­довольны результатами выборов, разочаровываются в их эффективности, в ценности этого демократичес­кого механизма формирования власти. Почему?
Вам еще не приходилось участвовать в полити­ческих выборах (это право вы получите в 18 лет), но, может быть, у вас есть опыт участия в школьных выборах. Каков этот опыт? Тех ли вы выбрали? По­чему? Может быть, ваши взрослые знакомые (изби­ратели) высказывали свои суждения о политичес­ких выборах. Согласны ли вы с ними?
Мы попробуем исследовать проблему неком­петентности избирателей, ее проявлений и послед­ствий, задуматься над тем, кто все-таки ответствен за результаты политических выборов. Можем ли мы выбирать достойных лидеров?
В результате работы над этой проблемой вы смо­жете:
получить знания о  политическом лидерстве, поведении избира­телей, об политических технологиях и т.д.;
развивать умение интерпретации результатов со­циального исследования (социального опроса);
развивать умение анализа текста Конституции России;
составить по тексту Конституции России схему органов государственной власти и местного самоуп­равления;
развивать умение отбора информации, ее исполь­зования при принятии решения;
сравнить свои учебные достижения по теме с образ­цом, оценить их;
развивать умение обсуждать причины социальных проблем и принимать решения относительно возмож­ных путей их разрешения, вероятных личных или
коллективных социальных действий;
принять решение о необходимых социальных действиях для решения проблемы некомпетентнос­ти избирателей;
—     получить опыт социального действия по ре­шению проблемы некомпетентности избирателей и сделать свои выводы.
3. Работа в группах. Учащиеся получают задания:
1 группа – проанализировать текст Конституции и Закона о местном самоуправлении и ответить на вопрос в виде структуры: «Кого и как часто выбирают избиратели России?»
2 группа -  обработать результаты социологического опроса «Отношение избирателей к выборам» и сделать выводы.
- Каково отношение избирателей к выборам и депутатам? С чем это связано?
3 группа -  изучить политологический текст «Политическое лидерство» и ответить на вопросы:
- Что нового вы узнали о политическом лидерстве?
-  Кто такой политический лидер? (Информацию можно представить в виде кластера)
- Каким должен быть лидер достойный выбора?
- Можете ли вы привести примеры достойных российских политических лидеров?
4 группа – изучить таблицу «Методов политической пропаганды», при необходимости и дополнить предложенный перечень, обсудить понимание этих методов и приемов.
- Объясните роль политической пропаганды.
- Как она влияет на поведение избирателей?
- Как вы относитесь к лозунгу: «Голосуй сердцем!»?
4. Группы отчитываются о проделанной работе.
- В чём конкретно проявляется проблема некомпетентности и пассивности избирателей? Так можем ли мы выбирать достойных лидеров?  Что необходимо сделать для решения проблемы? Что можете сделать лично вы?
Учащиеся обсуждают вопросы в группах и предлагают свои варианты ответов.
5. Рефлексия. Оценивание работы групп и индивидуальная самооценка работы учащихся по оценочным листам.
6. Домашнее задание:
Работая в группах, составить проекты по решению проблемы некомпетентности избирателей

Приложение

Задание для 4 группы

Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы после неё.

Таблица «Методы политической пропаганды»


Методы и приёмы

Условия эффективности

Степень воздействия

Примеры

Обещания

Низкий жизненный уровень. Ожидание «чуда». Высокая степень зависимости людей от государства.

Может быть очень успешным до определённого момента, когда обманутые люди разочаруются и перестанут верить обещаниям

М.С. Горбачёв обещал каждой семье в 2000 г. отдельную квартиру.
Н.С. Хрущёв обещал построить коммунизм к 80-м гг.

Критика и поиск врагов

Период кризиса. Разочарованность и озлобленность. Надежда на улучшение ситуации.

Способствует возрастанию агрессивности и эффективна при разрушении существующего.

Репрессии сталинского периода. Критика демократами советского периода истории нашей страны.

Опора на авторитет

Массовая вера в способность одного человека изменить ситуацию. Стремление найти персональных виновников неудач. Ожидание «хорошего правителя».  Неразвитое гражданское общество. Развитый культ личностей. Господство массовых настроений.

Личное обаяние или заслуги одного человека могут «защитить» любую позицию, и люди могут пойти за личностью вопреки своим идеологическим взглядам.

Культ личности Ленина и Сталина. Обаяние Горбачева. Приглашение известных артистов и спортсменов в качестве лидеров политических партий.

Ссылки на традиции

Неудачи реформ. Активность старшего поколения. Общественная нестабильность. Зависимость от зарубежных государств.

Усталость от постоянных изменений приводит к желанию «вернуться в старое время», гордость за предыдущие достижения перерастает в стремление восстановить «прежние старые времена»

Недовольство людей реформами. Воспоминания добрых брежневских времён, где всё предопределено и стабильно. Возвращение к периоду нэпа (первые годы перестройки)

Использование страстей и массовых предрассудков

Неоднородность общества: экономическая, национальная, религиозная. Широкий слой деклассированных элементов (маргиналов). Низкий уровень традиционных моральных норм. Нерешённость национальных и религиозных вопросов. Наличие скрытых или явных групповых противоречий. Высокая эмоциональность людей.

В определённой ситуации люди могут поверить, что жизнь легко превратить в постоянный праздник, на фоне серых будней может возникнуть благодарность за испытание кратковременного удовольствия, появляется возможность поверить в существование тайных сил, мешающих счастью.

Раздача алкоголя и подарков во время митингов. Обращение к жителям страны как представителям «высшей расы» (Гитлер)

Яркие образы

Наличие общезначимых символов. Сплочённость общества по ряду вопросов.

Образы (иконы, флаги и т.п.) могут вызвать эмоциональную привязанность и чувство симпатии к тому или иному кандидату. Обряды (демонстрации, факельные шествия) рождают чувство сплочённости, причастности, коллективизма.

Использование слова «свобода» практически всеми политическими лидерами. Факельные шествия в фашисткой Германии. Символика советского времени (значки, галстуки, звёзды, знамёна)

Ложь, утаивание правды

Вера людей в слова политиков. Закрытый доступ к информации. Отсутствие ответственности. Слабое гражданское общество.

«Работает» до тех пор, пока не выяснится истина.

Рапорты об экономических успехах в СССР («лукавые цифры»)

1. Дополните таблицу своими примерами.
2. Как вы понимаете данные методы и приёмы?
3. Каким способом осуществляется политическая пропаганда?
4. Объясните роль политической пропаганды. Как она влияет на поведение избирателей?

Задание для 3 группы

Ознакомьтесь с текстом. Что нового вы узнали о политическом лидерстве? Кто такой политический лидер?  (Информацию можно представить в виде кластера) Каким должен быть лидер достойный выбора?
Часть 1. Политическое лидерство
Цель человечества лежит в его внешних представителях... Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать ве­ликих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача.
Фридрих Ницше, немецкий философ XIX в.
Слабость верховной власти — самое страшное из народ­ных бедствий.
Наполеон I, император Франции
Государство — это Я.
Людовик XVI, король Франции
Политики никогда не лгут. Но им и в голову не придет сказать всю правду.
Современный политический афоризм
Все искусство управления сводится к двум вещам: одари­вать и карать.
Мехмед II, турецкий султан
Талант политика состоит в умении предсказать, что про­изойдет на следующий день, на следующей неделе, на следу­ющий год, а затем объяснить, почему этого все-таки не про­изошло.
У. Черчилль, премьер-министр Великобритании периода Второй мировой войны
Самые лучшие правители те, существования которых на­род не замечает.
Лао Цзы, китайский философ 4-3 в в. до н. э.
Правитель, желающий добиться успеха в своих начина­ниях, должен сообразовывать свои действия с законами судь­бы и с образом поведения своих подчиненных.
Н. Макиавелли, итальянский политический деятель и мыслитель XV-XVI вв.
Можно дурачить часть народа все время, можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ.
Авраам Линкольн, американский президент
Часть 2. Характерные черты политического лидерства
Видеть легко. Предвидеть трудно.
Б.Франклин, американский конгрессмен XVIII в.
Чтобы управлять множеством людей, лучше быть чело­вечным, чем высокомерным, и лучше быть милосердным, чем жестоким.
М. Макиавелли, итальянский политический деятель и мыслитель XV-XVI вв.
За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек.
Бисмарк Отто фон Шёнхаузен, канцлер, XIX в.
Черты лидера:
острый ум, политическая интуиция;
популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
организаторский талант, ораторские способности;
политическая воля, готовность брать ответственность на себя;
—     наличие яркой политической программы, отвечающей интересам большинства политических групп.
Масштабы лидерства: общенациональные, определен­ных слоев, групп, этносов, организаций, движений, партий.
Часть 3. Природа политического лидерства
Одно из первых объяснений сущности политического ли­дерства дал Н. Макиавелли, итальянский политический дея­тель и мыслитель XV-XVI вв., в своей работе «Государь». Суть его теории эффективного лидерства такова:
Власть лидера коренится на поддержке его сторонника­ми.
Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них.
Лидер должен обладать волей к выживанию.
4. Правитель — всегда образец мудрости и справедливос­ти для своих сторонников.
В дальнейшем природа лидерства объяснялась различны­ми факторами.
Теория черт.
Лидерство — это выдающиеся качества личности (ум, воля, компетентность, энергия, целеустремленность, ответ­ственность, организаторские способности и т. д.).
Психологическая теория.
Обладание руководящими позициями позволяет подав­лять различные комплексы (например, комплекс неполноцен­ности). В основе лидерства — бессознательное сексуальное влечение; в процессе накопления оно проявляется в стремле­нии к творчеству, в том числе к лидерству.
Теория определяющей роли последователей.
Лидерство — особого рода отношения «избиратель — пос­ледователи — активисты — лидер».
«Короля играет его окружение» (английский афоризм).
Ситуационная теория.
Сложившиеся конкретные обстоятельства, место и время определяют отбор политического лидера и его поведение. «Нет сомнения в том, что если ситуация назрела для Наполеона, то и Наполеон созрел для ситуации» (Дженнигс, американский социолог).
Интегративная теория.
Лидерство — влияние целого ряда факторов, система их взаимодействия:
черты лидера;
психологические особенности лидера;
последователи;
задачи, которые он призван выполнить.
Часть 4. Классификация политических лидеров
Способы легитимизации власти (Макс Вебер, немецкий философ конца XIX — начала XX в.):
1.      Традиционный.
Власть передается по наследству, вера в святость тради­ций (старейшины, вожди племен, монархи).
2.      Рационально-легальный.
Формальные правила избрания или назначения лидера и передачи ему управленческих функций (демократические вы­боры или бюрократическая карьера).
3.      Харизматический (харизма — необычный дар).
Связан с верой людей в сверхъестественные способности лидера, от которого ожидают чуда. Характерны:
имидж — сторонники верят либо в сверхчеловеческие качества лидера, либо в качества, высоко ценимые в данной культуре;
согласие — сторонники верят заявлениям, сделанным лидером, и идеям, высказанным им, просто потому, что их высказал именно лидер;
сплоченность — сторонники сплачиваются потому, что «лидер дал команду»;
эмоции — сторонники отвечают лидеру своей предан­ностью, благоговением или слепой верой, т. е. почти теми же эмоциями, что и при религиозном поклонении. Харизмати­ческое лидерство наиболее характерно для экстремальных си­туаций в обществе.
Стиль лидерства (М. Херманн)
Лидер-«пожарный» — ориентируется на самые актуаль­ные, «горящие» проблемы, требования момента.
Лидер-«знаменосец» — собственное видение действи­тельности, мечта, идеал, способные увлечь массы.
Лидер-«торговец» — характерно умение привлекательно преподнести идеи, планы, привлечь массы к их осуществле­нию. («Только у нас есть такие возможности!»)
Лидер-«служитель» — всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом.
Часть 5. Что обязан делать лидер
Деятельность лидера обязательно предполагает:
Политический диагноз, анализ ситуации.
Определение направлений и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы.
Мобилизация исполнителей (должностных лиц, масс) на реализацию целей.
Функции лидера:
-        инициирование обновления, генерирование оптимиз­ма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию целей, поставленных политической властью;
интеграция общества, объединение народных масс;
коммуникация власти и масс;
интеграция общества, объединение народа;
нахождение и принятие политических решений;
гарантирование справедливости, законности, порядка, устойчивости, социальный арбитраж и патронаж.

Задание  для 2 группы

Обработайте результаты социологического опроса «Отношение избирателей к выборам» и заполните сводную таблицу. Сделать выводы об отношении избирателей к выборам.

Вопросы

Ответы респондентов в %

1. Какие качества кандидата являются важными для избирателя?

 

2. Чем руководствуется избиратель, принимая решение о выборе кандидата или партии?

 

3. Зачем нужны выборы?

 

4. Почему депутаты много обещают и мало выполняют?

 

5. Обязан ли депутат выполнять свои обещания?

 

6. Какова юридическая ответственность депутата относительно своих обещаний?

 

7. Какое значение для избирателя имеет его участие в выборах?

 

8. Какие выборы вы считаете наиболее важными (президента, депутатов Гос. Думы, органов местного самоуправления)?

 

9. Были ли последние выборы, в которых вы принимали участие (выберите правильные, на ваш взгляд, ответы):
А) справедливыми; б) свободными;
в) демократическими; г) состязательными;
д) хорошо организованными;
е) обеспечивающими достойный выбор;
ж) честными?

10. Примете ли вы участие в предстоящих выборах депутатов Государственной Думы?
Почему?

 

Спасибо за ответы!

 

Задание  для 1 группы

Ознакомьтесь с текстом Конституции РФ и  Законом о местном самоуправлении, нарисуйте схему органов государственной власти и органов местного самоуправления (выборные органы выделите отдельным цветом). Ответьте на вопрос: «Кого и как часто выбирают избиратели России?»

Оценочный лист
«Работа  группы»


Вопросы

 

1.Удалось ли нашей группе достичь цели

 

2. Слажено ли мы работали? Почему?

 

3. Что помогало, а что мешало достижению цели?

 

  • Что нужно изменить в работе группы

 

 

«Умение работать в группе»


Показатели

Всегда
(5)

Часто
(4)

Иногда (3)

Почти никогда (2)

1. Принимаю участие в устной дискуссии.

 

 

 

 

2. Слушаю других, не прерывая.

 

 

 

 

3. Могу пересказать то, о чём говорят другие группы.

 

 

 

 

4. Выполняю задания, необходимые для работы группы.

 

 

 

 

5. Вовлекаю других членов группы в общую работу.