1 Колонка 2 Колонки 1 колонка | 2 колонки

Земский учитель      Национальный проект «Образование»      МСОКО      Отправить обращение      Контакты     




Внутренние воды России

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Оглавление

Крючкова Елена Ивановна
учитель географии филиала МОУ НСОШ
Белянской ООШ

 

Урок «Внутренние воды России»  это урок повторения и обобщения знаний по данной теме.
Урок проводится в форме регаты в несколько этапов.
На каждом этапе урока проводятся различные виды работ:

  • Работа с картой;
  • Повторение и закрепление основных понятий по теме;
  • Групповая работа по выполнению тестов;
  • Решение экологических проблем путем организации частично-познавательной деятельности.

Такой вид урока позволяет охватить весь  материал по  теме и способствует активизации процесса обучения

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ РОССИИ

Цели:
Образовательные
Обеспечить повторение и закрепление знаний по теме.
Продолжить закрепление терминологии. Продолжить формирование общеучебных  навыков (работа с картой и учебником).
Формировать знания об основных источниках загрязнения вод; раскрыть пути охраны вод. Формировать  умение переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательные
Воспитать чувства прекрасного: любовь к природе, желание охранять ее; любовь к поэзии, своему селу, уважение к людям труда. Формировать навыки коллективной работы.
Развивающие
Развивать память, логическое мышление, творческие способности, самостоятельность. Обогащать речь школьников.

ХОД  УРОКА

Учитель: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь».
«Вода дороже золота» – утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Как вы думаете почему?
Вывод:  Вода неоценимое природное богатство. Без нее невозможна жизнь на планете.
Мы завершили работу над темой "Внутренние воды России". Перед вами водная гладь. На ней размечены дорожки. Мы с вами участники регаты. Что такое регата? Регата - соревнование из серии гонок на гребных, парусных или моторных су­дах. Выбираем тип судна.
Ребята, во время регаты помните о тех качествах, которые должны быть прису­щи каждому спортсмену: выдержка, умение уважать противника, воля к победе, взаи­мовыручка. Желаю вам успешно пройти гонку. Как говорят всем морякам: "Семь килей по борту", т.е. не сесть вам на мель (слайд 1).
Старт.

I. Этап регаты Разминка

Итак, проведем повторение в виде географической разминки. Я читаю четверостишье о реке, вы эту реку должны показать на карте, указывая исток, устье, значение и к какому бассейну относится.
Задание:
Найти ошибку: река Волга берет начало с Подольской возвышенности и впадает в Черное море. (слайд2)
Исправить, показать на карте, сказать значение реки, к какому бассейну относится.
Задание:
Найти ошибку: река Енисей берет начало с Восточных Саян и впадает в Карское море. (Слайд3)
А река, бежит, зовет куда-то
Плывут сибирские девчата
Навстречу утренней заре,
По Ангаре, по Ангаре. (Слайд 4)
Словно Амур свои воды несет
Ветер сибирский им песни поет. (Слайд5)

Вывод: молодцы с этим этапом вы справились.
А теперь работа будет проходить в группах .Я буду читать загадки.

II. Этап регаты. Загадочный

1 группа

1. Много лет в горах подряд
Снег идет и сыплет град.
Слой осадков тех времен
И зовут его ... (Ледник)

2. Масса снега от вершины
Вмиг бежит с горы в долины.                                                      
Не вставай ей на пути,
А спеши скорей уйти. (Лавина)

3. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (Река)

4. Есть у речки, у пруда
Не бывает никогда, 1
Потому что в нем вода
Ни туда и ни сюда.
(Русло, течение)

2  группа

5. В морях и реках обитает
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

6. Все обходят это место.
Здесь земля, как будто тесто.
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. (Болото)

7. Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной
Ледяной поит водой. (Ручей)

8.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода)

Вывод: с этим заданием вы отлично справились.

III.  этап регаты. Самое, самое.

Задание: Назвать и показать на карте. Вызываются участники команд по очереди – «ручеек».
1.Самая длинная река в России. (С притоком Иртыш-Обь, без притоков – Лена) (Слайд 6,7)
 2.Самая многоводная река в России. (Енисей)
3.Самое большое по площади озеро. (Каспийское)
4.Самое глубокое озеро. (Байкал) (Слайд8)
5. Самая длинная река в России, не имеющая стока в Мировой океан. (Волга) 6.Самое большое озеро в нашей стране за Полярным кругом. (Таймыр)
7. Какое водохранилище самое крупное по объему воды в нем? (Братское на р. Ангаре) 2

8. Какое водохранилище самое большое по площади в нашей стране? (Рыбинское на р. Волга)
9.  Самая заболоченная равнина в России. (Западно-Сибирская)
10. В каких горах России больше всего ледников? (На Кавказе)

Вывод: молодцы справились хорошо

IV. этап регаты. Мозаика водоворотов.

Для всех участников проводится тест «Матрица»- проверка знаний, понятий. Командам раздаются тесты, отводится 7 минут для выполнения.
Тест – матрица по теме «Реки»
 Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).


Река –

Ледники –

Озеро –

Снеговая линия –

Болота –

Морена –

Многолетняя мерзлота –

Подземные воды –


1. Горные породы в верхней части земной коры и грунты, с to - 0o C, содержащие воду в мерзлом состоянии.

2. Она осложняет строительство, но и является естественным холодильником.

3. Они бывают грунтовые и межпластовые, пресные и минерализованные.

4. Скопления несортированного обломочного материала, отложенного ледниками (валуны, песок, гравий, глина)

5. Постоянный водоток, текущий в выработанном им углублении рельефа.

6. Образуются, если количество твердых атмосферных осадков на про тяжении многих лет превышает то количество осадков, которое может растаять или испариться.

7. В районах с избыточным увлажнением, т.е. в тайге и тундре, они преимущественно верховые. В степях России при недостаточном увлажнении – низинные.

8. Ее граница проходит почти посередине Западной Сибири, в Восточной Сибири совпадает с границей России.

9. Условная линия, располагающаяся на различной высоте (в зависимости от широты места), выше которой снег не тает.

10. Избыточно увлажненные участки суши с особой растительностью, животным миром и слоем торфа не менее 0,3м.

11. Обломки горных пород, которые перенес ледник, в совокупности.

12. Замкнутое природное углубление на суше, заполненное водой

13. Линия, выше которой происходит накапливание снега и льда.

14. Эльтон, Таймыр, Ханка, Чаны.

15. Скопление атмосферного льда на суше.


Реки. Тест-матрица.

Задание: Рядом с понятиями выпиши номера подходящих им характеристик и определений (из таблицы).


Река –
Падение реки –
Водораздел –

Половодье –
Бассейн реки –
Режим реки –

Межень –
Паводок –
Речная система
Уклон реки –


1. Изменение состояния реки во времени.

2. Отношение падения реки к ее длине.

3. Главная река со всеми ее притоками.

4. Превышение истока ре-ки над устьем.

5. Время низкой воды в реке.

6. Явление обусловлено жаркой или морозной погодой, когда поверхностный сток в реку невелик или вообще отсутствует, а питание реки только грунтовое.

7. Постоянные потоки воды, текущие в выработанном ими углублении рельефа.

8. Ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение воды в реке.

9. Ежегодное поднятие уровня воды в реке Каме, вызываемое весенним таянием снега.

10. Кратковременное поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снегов, сильных дождей, спуска воды из водохранилищ и др.

11. Местность, с которой река с притоками собирает воду.

12. Естественный водоток, имеющий исток, устье, долину.

13. Горы, горные хребты, возвышенности.

14. Граница между двумя речными бассейнами.

15. Разность отметок высот воды в реке между ее истоком и устьем.

ОТВЕТЫ записываются следующим образом:
Примечание: одному понятию может соответствовать несколько определений.


Ответы ученика………………….класса (Ф.И.)…………………………… Вариант № 1.

№ понятия

ответы

№ понятия

ответы

№ понятия

ответы

Река
Падение реки –
Водораздел

7, 12
4, 15
13, 14

Половодье
Бассейн реки –
Режим реки –

8, 9
11
1

Межень
Паводок
Речная система –
Уклон реки

5, 6
10
3
2

Взаимопроверка по образцу. Норма оценок: чья команда верно и быстрее выполнит задание. (Слайд 9,10)

V.  этап   регаты.

Давайте попробуем решить глобальный вопрос загрязнения и охраны вод.
Что такое вода? Вода - среда обитания растений и животных.
Для чего она необходима? Она необходима для различных видов деятельности человека. Без воды невозможно ведение сельского хозяйства, развитие промышленности. Ежегодно в океан попадает 5-10 миллионов тон нефти, 800 тонн ядохимикатов и удобрений.
1 группа  и 2 группа  назвать источники загрязнения вод и как решить проблему загрязнения?
Основными источниками загрязнения вод являются:
заводы и фабрики, танкеры, буровые установки, водный транспорт, внесение удобрений, животноводческие комплексы. Проблему загрязнения вод можно решить несколькими способами: строительство очистных сооружений), очистка русла, переход на оборотное водоснабжение.
Учёные отмечают, что Атлантический океан на протяжении нескольких километров сильно загрязнён мусором, водой из него нельзя умываться, стирать. Озёра загрязняются быстрее, чем реки, так как у них замедленный водообмен. (Слайд 11)
Давайте представим себе, что ваша питьевая вода загрязнена глиной. Что вы будите делать? (верно, надо дать отстояться, профильтровать, можно прокипятить.)
Особое внимание требует охрана от загрязнений малых рек. От них в значительной степени зависит чистота воды всей речной системы.
Что вы можете сказать о состоянии нашей реки Белая? Как исправить такое положение? (Слайд 12)
Какую роль в данной проблеме должны играть дети?
Мне хочется прочесть стихи Э. Огнецвета, которые очень подходят к нашей теме.

Пусть на земле не умирают реки,
пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
                      Э. Огнецвет.
Вывод: Какой вывод вы для себя сделали?

VI Этап регаты.

Теперь порешаем задачи - сказки.

  • Как с точки зрения охраны окружающей среды выглядят сказки:

“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
Ответ: Не пей из колодца – козленочком станешь. (Как предостережение от использования загрязненных источников питьевой воды).
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
Ответ: эпизод с царевной и яблоком. (Употребление продукции с избыточным содержанием нитратов и ядохимикатов).

  • Каков новый экологический и природоохранный смысл, народных пословиц и поговорок?

Каждый кулик свое болото хвалит. (Приспособление к среде существования).
Репу да горох не сей подле дорог. (Загрязнение продуктов тяжелыми металлами и другими опасными для здоровья человека веществами вблизи автотрасс).

  • Надо исполнить хором или назвать народные или современные песни антиэкологического содержания.
    Ответ:

Во поле березка стояла
Во поле кудрявая стояла
Я пойду по полю погуляю, белую березку заломаю.

Не губите мужики. Не губите…
Не рубите дерева не рубите,
Ради гнездышка грача не рубите с горяча

Подводим итог этого этапа.

Что мы сегодня повторили? Что вы для себя выяснили.
Мы познакомились с источниками загрязнения вод, мерами охраны вод, при решении задач обратили внимание на то, что пагубно влияет на здоровье человека.
Итак, все цели урока мы реализовали, итог подвели.

Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на экологическую тему и стихотворение. Продумать, как решить проблему очистки вод.

3